Шрифт

А
А

Размер шрифта

А
А
А

Цвет сайта

А
А
А
А
А

Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
12 Ноября 2021

VISA скинулась на электронную торговлю

Источник: Газета РБК

Финансы. Visa установила льготные комиссии для крупных маркетплейсов

Международная платежная система ввела специальные тарифы для крупных онлайн-магазинов

Visa снизила тарифы за прием карт для крупных маркетплейсов, узнал РБК. Компания поменяла тарифы вскоре после спора с Wildberries из-за скидок и комиссий при оплате через разные платежные системы.

Международная платежная система Visa ввела специальные тарифы за прием карт к оплате для крупных онлайн- магазинов: теперь ее размер составит от 1,2 до 1,5% от стоимости товара в зависимости от объемов онлайн-продаж. Изменения вступают в силу 1 февраля 2022 года, говорится в бюллетене Visa. РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили два источника на платежном рынке. О получении письма также сообщили в Газпромбанке, Промсвязьбанке и МКБ. Под критерии участников новой программы подпадают такие маркетплейсы, как Ozon, Wildberries и другие. Раньше отдельных тарифов для крупных онлайн-ретейлеров у Visa не было.

Речь идет о межбанковской комиссии, или интерчейндже. Это часть эквайринговой комиссии — общего тарифа за прием карт, который банк взимает с магазина. Размер интерчейнджа устанавливает платежная система, но он является доходом банка, выпустившего карту покупателя (эмитента), а перечисляет ее банк продавца (эквайер). В эквайринговой комиссии доля интерчейнджа составляет примерно 70%. Сейчас размер интерчейнджа в e-commerce составляет от 1,9 до 2,4%, эквайринговая комиссия для крупного бизнеса — 2%, для среднего — 2,4%, рассказал РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Eсли размер интерчейнджа выше эквайринга, то эту разницу доплачивает банк, обслуживающий продавца. Свои расходы он компенсирует за счет стоимости других услуг и продуктов для бизнеса, уточнил Соколов.

Новая программа рассчитана на то, чтобы стимулировать дальнейшее развитие электронной коммерции в России, объяснил РБК представитель Visa. Он уточнил, что электронная коммерция в России бурно развивается в последние годы: «С начала пандемии количество транзакций по картам Visa за покупки товаров в интернете выросло на 31%, что говорит о популярности у потребителей цифровых каналов торговли».

Какие новые правила установила Visa

Программа для онлайн-ретейлеров будет действовать три года. Чтобы получить льготные тарифы, магазинам необходимо выполнить ряд условий.

Общий годовой объем платежей на сайте магазина (не в пункте выдачи заказов и не при доставке) должен составлять от 25 млрд до 150 млрд руб. В этом случае размер межбанковской комиссии составит 1,4% для токенизированных платежей через Apple Pay, Samsung Pay и т.п., 1,5% — для платежей с вводом карточных данных.

Eсли общий годовой объем интернет-транзакций превысит 150 млрд руб., то размер интерчейнджа для токенизированных платежей составит 1,2%, для карточных — 1,3%.

На торговой площадке должна отсутствовать ценовая дискриминация по картам Visa.

Кроме крупных маркетплейсов льготные тарифы с 9 июля 2022 года установлены для онлайн-магазинов мебели и товаров для дома с большим объемом продаж, с 6 августа 2022 года — для крупных онлайн-магазинов бытовой техники.

Более низкие ставки по токенизированным платежам представитель Visa объяснил тем, что такие транзакции более безопасны, поэтому с помощью ставок компания стимулирует участников платежной экосистемы активнее внедрять более передовые платежные технологии.

Что предшествовало изменению политики Visa

Изменения в тарифах произошли после спора Wildberries и западных платежных систем о скидках и комиссиях в зависимости от способа оплаты товаров. В августе Wildberries объявил, что теперь при оплате покупок картами «Мир», через Систему быстрых платежей или SberPay покупатели смогут сэкономить 2% от стоимости товаров. Новую ценовую политику онлайн-ретейлер объяснил тем, что у международных игроков более высокий интерчейндж. После начала акции на сайте маркетплейса появилась не скидка к цене товара при оплате российскими платежными системами, а надбавка в размере 2% при оплате картами Visa и Mastercard.

Международные платежные системы увидели в этом введение дополнительных комиссий при оплате своими картами, что нарушает их правила. Visa и Mastercard попросили банки-эквайеры разобраться в ситуации. Wildberries несколько раз менял описание цены на сайте и в итоге убрал надбавку при оплате картами обеих систем, оставив информацию о скидке. В октябре Visa заявила, что больше не фиксирует нарушений своих правил со стороны компании. Вскоре Wildberries снизил скидки по российским платежным системам с 2 до 1%, а с 9 ноября вообще отменил эту разницу на время крупных распродаж и предоставил для всех карт одинаковые условия.

«Наша компания провела большую работу совместно с российским банковским сообществом и международными платежными системами — в результате нам удалось достигнуть договоренностей по новым тарифам для всей интернет-торговли, социальная значимость которой в последние годы значительно выросла», — рассказал РБК представитель Wildberries. Он подчеркнул, что Wildberries первым из онлайн-ретейлеров публично обратил внимание на «перегретость» тарифов международных платежных систем и необходимость их корректировки.

Visa регулярно пересматривает ставки межбанковской комиссии в целях поддержания баланса между всеми участниками платежной экосистемы, напомнил, в свою очередь, представитель платежной системы: «Мы видим возникающие дисбалансы с точки зрения текущего уровня развития электронных платежей и инфраструктуры их приема и используем механизм межбанковских комиссий для приведения ситуации в соответствие с рыночными реалиями».

РБК направил запросы в Mastercard и Ozon.

Как новые комиссии повлияют на онлайн-продажи

По словам представителя Wildberries, снижение тарифов сделает онлайн-торговлю более доступной для бизнеса и покупателей. По мнению Артема Соколова, ретейлеры могут направить сэкономленные на эквайринге средства на развитие инфраструктуры, доставку товаров в труднодоступные населенные пункты и улучшение сервиса. Кроме того, они будут стимулировать предоплаченные платежи за счет скидок и баллов при оплате на сайте, прогнозирует эксперт.

К удешевлению стоимости товаров снижение эквайринговых комиссий обычно не приводит. После того как ЦБ в 2020 году ввел временное регулирование эквайринговой ставки для онлайн-торговли, чтобы поддержать бизнес в пандемию, банки отмечали, что на ценах для потребителей это не отразится. В пример они привели опыт США и Eвропы, где регулирование эквайринговых комиссий не привело к снижению стоимости товаров и услуг. Позже и сам ЦБ признал, что последствия такого регулирования оказались негативными: банки сворачивали программы лояльности, направленные на стимулирование клиентов платить картами, а цены на товары не снизились. Сейчас контроль за тарифами Банк России не осуществляет.

Размер конечной эквайринговой комиссии будет зависть от банков, которые ее устанавливают. «Тарифы в договорах не зависят напрямую и не привязаны к комиссиям платежных систем. Это всегда предмет отдельных договоренностей между банком и компанией-партнером», — объясняет заместитель начальника департамента карточных продуктов и услуг Газпромбанка Алексей Довгополый. «Ценообразование банка по продуктам эквайринга напрямую связано с затратами, формирующими себестоимость, из которых размер интерчейнджа самый крупный по объему, поэтому в случае вступления в силу новых ставок это изменение найдет отражение в конечных тарифах для клиентов», -добавляет представитель банка «Открытие».

Пересмотреть размер эквайринговых комиссий готовы «Открытие», «Русский стандарт», Промсвязьбанк, Газпромбанк, сообщили РБК их представители. МКБ формирует конкурентоспособный продукт, исходя из комплексного обслуживания предприятия, а не только основываясь на точке окупаемости по эквайрингу, сказал управляющий директор по развитию эквайринга МКБ Марк Баранов.

Крупнейшие эквайеры — Сбербанк и ВТБ — не ответили на запросы РБК.

Изменения в тарифах произошли после спора Wildberries и западных платежных систем о скидках и комиссиях в зависимости от способа оплаты товаров

После начала акции на сайте маркетплейса появилась не скидка к цене товара при оплате российскими платежными системами, а надбавка в размере 2% при оплате картами Visa и Mastercard

За девять месяцев 2021 года оборот Wildberries увеличился на 89% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 538,9 млрд руб., согласно данным Data Insight.