Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
1 Апреля 2020

Банки поддержали свою базу

Источник: Коммерсантъ

Клиентам из числа малого бизнеса обещаны сервисные льготы

В дополнение к объявленным ЦБ мерам по помощи малому и среднему бизнесу (МСБ; см. "Ъ" от 27 марта) банки предлагают собственные шаги. Одни отменяют плату за обслуживание эквайринговых терминалов и онлайн-касс, другие перестают брать плату за сервисное обслуживание клиентов, у которых нет оборотов по эквайрингу, а третьи собираются бесплатно вести счета наиболее пострадавших категорий клиентов.

По мнению экспертов, для банков это небольшие потери, и меры направлены не столько на спасение конкретных игроков, сколько на повышение лояльности редеющей клиентской базы.

Сбербанк сообщил, что на период с 1 марта по 31 мая отменяет плату за сервисное обслуживание эквайринговых терминалов и онлайн-касс. В банке подчеркнули, что сервисную плату за предоставленное оборудование чаще всего платят предприятия малого и микробизнеса и в зависимости от ситуации период этой акции может быть продлен. В нынешних условиях, как отметила зампред правления Сбербанка Светлана Кирсанова, "наиболее чувствительными к снижению клиентопотока являются небольшие торговые точки".

Росбанк запустил услугу бесплатного подключения к интернет-эквайрингу, при этом банк намерен в апреле отменить ежемесячную плату за ведение расчетных счетов. Последняя мера будет действовать "для клиентов наиболее уязвимых в сегодняшней ситуации отраслей бизнеса", в частности предприятий общественного питания, стоматологических клиник, предприятий, оказывающих образовательные услуги, и т. д. Им дадут отсрочку по платежам по кредитам сроком до шести месяцев без анализа бизнеса, только по заявлению в банк.

Директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт" Инна Емельянова сообщила, что банк намерен отсрочить оплату сервисных услуг банка для клиентов - юридических лиц, у которых нет оборотов по эквайрингу. По словам директора департамента эквайринга банка "ФК Открытие" Александра Дынина, "для наиболее чувствительных категорий ТСП будут введены комиссионные каникулы, для остальных плата будет снижена". Также, уточнил он, прорабатываются льготы для коробочных продуктов "РКО + эквайринг". Будет реализован комплекс мер, включающий временную отмену абонентской платы и снижение ставки эквайринга.

Аналитики отмечают, что отмена комиссий за обслуживание эквайрингового оборудования, бесплатное пользование расчетными счетами и т. д. позволяют бизнесу сэкономить сравнительно небольшие деньги. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов подчеркивает, что предложенная Сбербанком мера не касается крупных и средних магазинов. "Как правило, у них эти условия исходно включены в договор оказания услуг эквайринга. По малому и микробизнесу это решение позволит сэкономить интернет-магазинам в среднем 2,3-3 тыс. руб. в месяц", - считает он. При этом ряд банков, таких как ВТБ или МКБ, и так не взимают плату за эти услуги.

Независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков считает, что в условиях, когда продажи стремительно падают, эти шаги вряд ли послужат стимулом для перехода смены банка. Предлагаемые меры служат больше для удержания уже имеющихся клиентов, согласны другие аналитики.

"Высокие комиссии за эквайринг давно вызывали недовольство розницы. В условиях ожидаемого спада продаж, вызванного в том числе мерами против эпидемии и экономическим кризисом, у МСБ есть соблазн отказаться от эквайринга вообще, перейдя на наличные (см. "Ъ" от 24 марта)", - считает младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Вячеслав Путиловский. "Это скорее работа на повышение лояльности клиентов, ведь помощь в трудную минуту запоминается лучше", - уверен директор по методологии рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Но в некоторых случаях, по его мнению, даже такие меры вместе с реструктуризацией кредита могут обеспечить выживание бизнеса.

ЦИТАТА

Предприятия МСП обслуживаются в разных банках, и мы бы не хотели, чтобы банки переманивали клиентов из-за того, что кто-то включен в программу, кто-то не включен - Эльвира Набиуллина, глава Банка России, на заседании правительственной комиссии 27 марта 2020 года