Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
8 Ноября 2019

Система быстрых платежей хочет стать похожа на APPLE PAY

Источник: Ведомости

Она пытается упростить оплату онлайн-покупок до нескольких кликов или даже до одного

Система быстрых платежей (СБП) Центробанка разрабатывает способы, как упростить платежи через нее в интернете. Один из них - возможность оплаты на сайте торговой точки за несколько кликов, вводя минимум данных, рассказали "Ведомостям" три человека, знающих это от СБП.

Одним кликом меньше

Самый перспективный способ оплаты в интернете - это когда покупатель может совершать платеж, введя лишь номер телефона или иной идентификатор, к которому привязан счет в СБП, и подтвердив списание (например, с помощью кода из sms), рассказывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Также можно сохранить детали для оплаты в личном кабинете торговой точки, добавляет он. Тогда, единожды авторизовавшись, пользователь сможет совершать последующие покупки буквально в один клик, подчеркивает Соколов. Этот сценарий оплаты сейчас носит название "подписка", хотя речь идет о любых нерегулярных платежах, инициируемых покупателем. "Мы ожидаем этот сервис в середине 2020 г. Крупнейшие онлайн-ритейлеры ждут именно это решение", - заключил Соколов.

Такой вариант платежей через СБП с рабочим названием "подписки" находится в разработке, сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт (НСПК, 100%-ная "дочка" ЦБ, операционно-клиринговый центр СБП). Представить этот сценарий компания планирует в первом полугодии 2020 г. Детали НСПК не раскрыла: варианты еще прорабатываются. Сервис может использоваться как для нерегулярных платежей, так и для подписки в классическом понимании.

А как у них

Международные платежные системы предлагают свои решения, как упростить и ускорить оплату в интернете. Например, сохранить данные карты на сайте торговой точки или в приложении (card/credential-on-file), чтобы не вводить их при каждой покупке. Для подтверждения операции нужно ввести трехзначный CVV2/CVC2-код карты и одноразовый пароль из sms-сообщения. У "Вымпелкома" (бренд "Билайн") более 5% ежемесячных платежей проходит с привязанных карт, сообщил представитель оператора, а количество абонентов, использующих привязанную карту, за полгода выросло вдвое.

 Сервис Masterpass от Mastercard позволяет создать связку своего номера телефона с картами и платить на сайтах, где есть кнопка Masterpass, указав лишь номер телефона и код подтверждения. У Visa есть решение Visa Checkout (не доступно в России), позволяющее сохранить не только данные карты, но и другие детали для заказа, например адрес доставки. Visa Checkout позволяет автоматически заполнять форму заказа. Платежные системы уже разработали новый способ оплаты онлайн в один клик - SRC.

Совершать покупки со смартфона буквально в один клик помогают Apple Pay и Google Pay: подтвердить платеж можно по FaceID, отпечатку пальца или специальному коду. Россия является одним из лидеров по использованию мобильных кошельков, по данным платежных систем.

Чем сложнее оплата, тем больше покупателей ее не завершают. Из-за этого некоторые, как "Аэрофлот", даже отказываются от дополнительной проверки при оплате картой с помощью 3D-Secure.

СБП для любителей смартфонов

СБП заработала в феврале, сейчас с помощью нее люди могут переводить друг другу деньги по номеру телефона. ЦБ также задумывал ее как способ разрушить монополию Сбербанка на рынке приема карт и удешевить прием безналичных. Оптимизация расходов (почти в 2 раза по сравнению с картами) вызывает интерес у магазинов, поэтому они стремятся скорее начать принимать платежи через СБП, говорит представитель "Русского стандарта".

Сейчас торговые точки тестируют прием платежей через СБП по QR-коду. Но оплата через СБП в интернете - задача более сложная. Базовых сценариев два: клиент сканирует смартфоном QR-код с экрана компьютера или из мобильного приложения торгово-сервисного предприятия переходит по ссылке на форму оплаты в мобильный банк, перечисляет директор дирекции цифрового бизнеса Промсвязьбанка Юрий Чернышев. Второй вариант интересен тем, что весь процесс можно пройти с одного устройства, объясняет он. В России много онлайн-покупателей с помощью смартфонов. По данным проведенного по заказу Mastercard исследования, 84% россиян совершают покупки с помощью смартфона - это один из самых высоких показателей в Европе. В прошлом году российский рынок онлайн-торговли вырос до 1,6 трлн руб., а его доля в общем обороте розничной торговли составила 5,3%, подсчитала АКИТ. По ее прогнозам, в этом году он может достигнуть 2,2 трлн руб.

Время - деньги

QR-код отлично подходит для оплаты покупок при получении у курьера или в пункте выдачи, говорит вице-президент по финансовым сервисам в Ozon Никита Сайгутин. Однако многие выбирают другие способы оплаты - у Ozon, к примеру, число предоплаченных заказов доходит до 75-80% и для них самым востребованным способом станет подписка, как максимально бесшовный вариант оплаты, сравнимый с Apple Pay и Google Pay, надеется он. По словам Сайгутина, Ozon активно обсуждает внедрение этого сценария с НСПК и чем быстрее этот сценарий появится наряду с QR-кодом, тем быстрее онлайн-платформы смогут популяризировать СБП.

Механизм подписки позволит быстрее совершать покупки в интернет-магазинах, повысить безопасность платежей благодаря возможности их подтверждения по sms, говорит руководитель финансовой службы Wildberries Владимир Бакин. Wildberries уже внедрил в интернет-магазине возможность оплаты заказов по QR-коду, следующий этап - запуск оплаты по СБП в мобильном приложении для клиентов и во всей сети пунктов выдачи заказов в России.

Группа "М.видео -Эльдорадо" знает о разработке механизма оплаты онлайн-покупок через СБП в один клик, ей интересны все сценарии в рамках СБП, которые упрощают и ускоряют оплату, сообщил представитель группы.

Сервис появится не ранее середины 2020 г., ожидает вице-президент "Открытия" Александр Дынин: потребуется проработать не только техническую реализацию, но и претензионный цикл.

Россияне очень любят онлайн-шопинг