Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
26 Апреля 2016

"Русский Стандарт" закидывает сеть

Источник: Коммерсант

Банк наращивает выдачу товарных кредитов

Банк "Русский стандарт" впервые с 2015 года начал наращивать объем выдаваемых гражданам POS-кредитов (кредитов на приобретение товаров и услуг). По сравнению с прошлым годом его выдачи в последние месяцы выросли вдвое. Впрочем, участники рынка сомневаются, что он сможет вернуться в топ-5 игроков на этом рынке в течение 2016 года.

О том, что "Русский стандарт" активизировал выдачу POS-кредитов гражданам, "Ъ" рассказали участники рынка. Это подтверждается и данными Frank Research Group (FRG) на 1 апреля (имеется в распоряжении "Ъ"). Согласно отчету FRG, в феврале и марте объем выдаваемых POS-кредитов у "Русского стандарта" составлял по 1,25 млрд руб. ежемесячно. В течение 2015 года его среднемесячный объем выдаваемых POS-кредитов составлял порядка 0,6 млрд руб. В "Русском стандарте" подтвердили активизацию бизнеса в торговых сетях. "В настоящий момент банк действительно увеличивает долю на рынке POS-бизнеса благодаря активному внедрению инновационных продуктов, в частности, кредитных карт для совершения покупок в магазинах, - сообщили там. - Банк планирует увеличить долю на рынке POS-кредитования во втором квартале 2016 года". Планов по росту доли рынка в банке не раскрывают. Впрочем, участники рынка отмечают, что рост его бизнеса происходит не за счет инновационности продуктов, а за счет наращивания выдач в регионах. По словам собеседника "Ъ" в банке из топ-10, "возможно, таким образом, банк пытается сэкономить, региональные сети практически не взимают с банков комиссии".

Активизация "Русского стандарта" на рынке POS-кредитования началась практически одновременно с кадровыми перестановками. В середине апреля стало известно, что банк покинул первый зампред правления Владимир Пышный, также собеседники "Ъ" не исключали ухода и предправления банка Дмитрия Левина (см. "Ъ" от 15 апреля). Впрочем, уход ключевых топ-менеджеров зрел уже давно. По словам источников "Ъ", перестановки в команде были вызваны недовольством акционера банка Рустама Тарико, настаивающего на переходе от консервативной политики к активному росту. Именно с целью изменения стратегии в команду "Русского стандарта" советником господина Тарико, по данным "Ъ", в конце прошлого года был приглашен экс-акционер Пробизнесбанка Эльдар Бикмаев.

"Русский стандарт", действительно, придерживался осторожной политики кредитования, активно сокращая выдачи в 2015 году. "На фоне роста убытков и просроченной задолженности у банка не было возможности продолжать развивать этот бизнес", - полагают собеседники "Ъ" на банковском рынке. В результате в конце 2015 года "Русский стандарт" выбыл из топ-5 лидеров по объему портфеля POS-кредитов и, по данным на 1 апреля 2016 года, находился на 7-м месте с портфелем 12,59 млрд руб. (доля рынка - 6,63%).

Участники рынка сходятся во мнении, что "Русский стандарт" выбрал правильный сегмент для возобновления активного кредитования. "Скорее всего, смена стратегии в POS-кредитовании свидетельствует о готовности команды соответствовать текущим ожиданиям акционера. У "Русского стандарта" уже есть опыт выстраивания отношений с партнерами и развития POS-сети, поэтому этот путь для них сейчас наиболее простой", - отмечает директор по развитию массового сегмента Альфа-банка Дмитрий Жиздюк. "В кризис POS-кредитование, в отличие от кредитных карт и кредитов наличными, является самым понятным для банка продуктом с наиболее прогнозируемыми рисками из-за небольшой суммы и короткого срока кредита, - указывает зампред правления ОТП-банка Александр Васильев. - Кроме того, нарастив базу POS-клиентов, в перспективе банк мог бы предлагать им другие продукты через кросс-продажи".

Однако перспективы "Русского стандарта" по наращиванию доли на рынке кредитования в торговых сетях и возвращения в число лидеров эксперты оценивают сдержанно. "Банк потерял значительную часть своих позиций на рынке POS-кредитования, - поясняет Александр Васильев. - Из-за высокой конкуренции вернуть утраченное будет сложно". По словам Дмитрия Жиздюка, чтобы вернуться в топ-5, банку необходимо будет либо вкладывать средства в развитие отношений с партнерами, либо повысить свой аппетит к риску и уровень одобрения по кредитам.