Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
2 Октября 2007

"Русский стандарт" переоценил заемщиков.

Источник: Коммерсантъ
Дата: 02.10.2007
Автор: Светлана Дементьева
Номер: 179
Страница: 15


.......
Банк отказался от агрессивной стратегии бизнеса
Со вчерашнего дня банк «Русский стандарт» возобновил выдачу кредитов наличными, приостановленную недавно в связи с пересмотром кредитных процедур в отношении низкодоходных продуктов. И хотя условия выдачи кредитов остались прежними, подход банка к оценке заемщиков стал жестче. Эти меры свидетельствуют об окончательном изменении стратегии развития банка с агрессивной на умеренную.

Вчера на сайте банка «Русский стандарт» появился рекламный баннер с «новым предложением» по кредитам наличными, выдача которых была приостановлена в середине сентября. В качестве причины приостановки банк называл низкую рентабельность данного бизнеса и необходимость изменения кредитных продуктов (см. «Ъ» от 22 сентября). Однако, судя по информации, представленной на сайте, «Русский стандарт» сохранил параметры кредитования на прежнем уровне. В саll-центре банка вчера подтвердили, что ничего принципиально нового в условиях банка по кредитам наличными с 1 октября нет. «От дополнительных комиссий за расчетное и кассовое обслуживание и санкций за досрочное погашение банк отказался еще в августе» , - сообщил корреспонденту «Ъ» оператор саll-центра банка.

* Банк «Русский стандарт» — лидер среди коммерческих банков в сегменте потребкредитованш. В рейтинге журнала «Деньги» на 1 июля 2007 года он занимал 2-е место по объему выданных потребкредитов (148 млрд руб. ), уступал лишь Сбербанку. Кредиты наличными не являются приоритетным направлением политики банка. Портфель таких ссуд составляет сейчас $300 млн по сравнению с, например, карточным портфелем в $4 млрд.

Тем не менее, по информации «Ъ» , банк изменил условия кредитования в части оценки кредитного качества заемщиков. Ужесточая критерии оценки, банк снижает свои кредитные риски, тем самым увеличивая рентабельность этого вида бизнеса. Комментировать изменение системы оценки заемщиков в «Русском стандарте» вчера отказались.

Ужесточение кредитной политики банка, затронувшее теперь все кредитные продукты банка, свидетельствует о радикальной смене стратегии банка. «Русский стандарт» , считавшийся прежде самым агрессивным игроком банковской розницы, устанавливает более консервативный подход к заемщикам. Ранее банк ужесточил требования к соискателям кредитов по другим продуктам в связи с отказом от допкомиссий по требованию Генпрокуратуры. Были повышены ставки по автокредитам, снижены лимиты по карточным кредитам и ужесточены требования к заемщикам, получающим кредиты в торговых сетях. Учитывая, что ипотечная программа, пока не претерпевшая изменении, приостановлена банком до нового года, в настоящее время кредитная политика ужесточена по всем видам выдаваемых банком кредитов. «Ужесточение кредитной политики по всем продуктам „Русского стандарта“ говорит об отказе банка от принятой им с самого начала агрессивной политики и переходе к здоровому консерватизму» , - говорит зампред правления Русь-банка Валерий Кардашов.

По мнению экспертов, в ситуации претензий к банкам по вопросу законности комиссий и штрафов банкам становится выгоднее не увеличивать ставки, делая тем самым продукт менее продаваемым, а ужесточить контроль за рисками. «Усиление системы риск-менеджмента всегда ведет к повышению рентабельности банковского продукта, — говорит президент Хоум Кредит энд Финанс банка Евгений Бернштам. — Тем самым банк устраняет плохих заемщиков, которые кредит не вернут, делает более предсказуемыми денежные потоки, что, в свою очередь, позволяет отладить баланс активов и пассивов». А глава розничного блока МДМ-банка Юлия Топольская указывает, что более жесткая оценка заемщиков изменит качество портфеля банка, что позволит снизить резервные отчисления из прибыли, опосредованно увеличив рентабельность.

Другие банки тоже могут пойти по пути ужесточения условий кредитования по малорентабельным продуктам. Совсем отказываться от них банкам невыгодно, поскольку это снижает конкурентоспособность кредитной линейки банка. «Сейчас заемщики уже умеют считать затраты и многие предпочтут взять, может, не столь быстрый, но более дешевый кредит наличными в отделении банка» , - говорит господин Кардашов. Однако поддерживать малорентабельные продукты в ситуации дефицита ликвидности смогут не все. «У „Русского стандарта“ есть потенциал, — говорит госпожа Топольская. — Не столь крупным банкам в сложившейся ситуации с ликвидностью может быть проще отказаться от нерентабельных продуктов».