Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
26 Февраля 2024

Курс на экологичность

Источник: Ведомости

Как российские банки отказываются от бумаги

Все больше российских банков сокращают использование физических документов как для внутренних процессов, так и при обслуживании клиентов. Например, «Сбер» с 2020 г. уменьшил потребление бумаги почти на 40%, а в «Почта Банке» уже 80% сотрудников по всей стране оформляют документы в электронном виде. В ВТБ в электронной форме хранится 97% документов. В банке Дом.РФ доля безбумажных операций составляет 70%, а на горизонте года-полутора кредитная организация планирует полностью перевести свою деятельность в цифровой формат.

Одним из ключевых драйверов для безбумажного банкинга стало развитие технологии электронного документооборота (ЭДО). «Эта система заметно экономит не только время сотрудников и клиентов, но и количество использованной бумаги. Исключение составляют лишь оригиналы официальных документов, требующие хранения на бумажном носителе», — отмечают в банке «Русский стандарт».

Постепенный отказ кредитных организаций от бумажных документов обусловлен совершенствованием технологий искусственного интеллекта и систем биометрии, считают эксперты Россельхозбанка. «На внедрение безбумажного формата влияют также развитие цифровых сервисов и повышение финансовой грамотности населения. Люди стали больше доверять дистанционному обслуживанию, особенно четко данная тенденция прослеживается в крупных городах», ‒ рассказал вице-президент банка Дом.РФ Кирилл Варенцов.


Без бумаги доступнее

Отказ от бумажных носителей позволяет не только сберечь природные ресурсы и снизить операционные затраты, но и повысить доступность банковских продуктов и услуг, а также улучшить качество клиентских сервисов.

«Безбумажный документооборот может существенно ускорять процессы обслуживания. Например, процесс онбординга для клиентов в „Альфа-банке“ полностью выстроен онлайн. Это значит, что клиент, не посещая отделение банка, может подать заявку на цифровой платформе, загрузить документы, получить решение и подписать договор обслуживания. И сделать все это в течение одного дня. Если бы процесс онбординга предполагал предоставление бумажных документов, то это заняло бы существенно больше времени», ‒ рассказали в «Альфа-банке».

Возможность удаленной идентификации особенно важна в сельской местности, где добраться до офиса кредитной организации бывает не так просто, как в городе. Взаимодействие с банком на расстоянии имеет большое значение и для людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, подчеркивают в Россельхозбанке.

Так, клиенты банка Дом.РФ могут без посещения офиса воспользоваться практически всеми услугами кредитной организации: от повседневных операций до сделок с недвижимостью. В онлайн-режиме доступно и большинство продуктов для бизнеса, включая кредитование и расчетные операции для малых и средних предпринимателей.

«Еще в 2018 г. „Почта Банк“ внедрил в своей сети безбумажную технологию обслуживания клиентов. И сегодня в отделениях банка документы подписываются простой электронной подписью. При этом на бумаге клиент визирует всего один документ — соглашение об использовании простой электронной подписи, и в дальнейшем любой продукт или услугу банка можно оформить цифровым способом, в том числе удаленно», — рассказал член правления, директор розничной дистрибуции «Почта Банка» Антон Анищенко.

Значительную роль в повышении доступности банковских услуг играет и развитие мобильных приложений кредитных организаций. В приложении «Газпромбанка» без бумажных документов сегодня оформляются более половины всех кредитов наличными. А клиентам «Почта Банка» в мобильном приложении доступны все документы по текущим продуктам и услугам, при необходимости их можно также скачать и распечатать.

В безбумажный формат постепенно переносятся и внутренние процессы российских банков. Так, «Газпромбанк» внедрил отечественную систему для цифровизации корпоративного управления AC Boardmaps, которая позволяет доводить материалы до участников заседаний коллегиальных органов банка в электронном виде.

В свою очередь, в «Почта Банке» напомнили, что еще в 2020 г. организация присоединилась к кадровому электронному документообороту в рамках эксперимента Минтруда. В 2023 г. «Почта Банк» первым из российских банков стал использовать сервис Минцифры «Госключ» для подписания кадровых документов усиленной неквалифицированной электронной подписью.


Зеленая экономия

Дальнейший отказ банков от использования бумаги позволит сэкономить большое количество ресурсов и тем самым внести существенный вклад в улучшение экологии, считает директор ресурсно-экологического центра «Зеленая цивилизация», директор по региональному развитию движения ЭКА Дмитрий Федоров.

«Среднестатистический крупный офис банка, отказавшись от бумаги, сохранит несколько деревьев в сутки. Если в перспективе этот тренд будет развиваться, то мы сможем значительно сократить объем вырубок для нужд картонажных фабрик и целлюлозно-бумажных комбинатов. Туда иногда уходит даже больший объем сырья, чем на фабрики по производству мебели и стройматериалов», — подчеркивает он.

Результаты развития безбумажного банкинга видны уже сегодня: за счет отказа от физических документов при обслуживании клиентов ВТБ уже сэкономил 4,5 тыс. тонн бумаги, или 100 гектаров леса. В год финансовая организация сберегает 2,5 тыс. тонн бумаги. У банка Дом.РФ экономия за год составила 11 тонн, или более половины гектара леса. «Альфа-банку» за два года удалось сохранить свыше 555 тонн бумаги, что эквивалентно 10 000 спасенных деревьев.

Отказ от бумаги позволяет финансовым организациям не только проявлять заботу об окружающей среде, но и существенно экономить средства, что в перспективе может стать стимулом для снижения комиссии на банковские услуги. Так, «Почта Банк» в 2023 г. в семь раз сократил использование бумаги, что позволило сэкономить 43 млн рублей, а в Банке «Русский стандарт» расходы на офисную бумагу за последние два года снизились на 78%. В свою очередь, ВТБ сэкономил на документообороте и хранении бумажных документов более трех млрд рублей.


Вектор развития

Основная сложность перехода на безбумажную работу для банков заключается в том, что внутренние регламенты все еще предполагают хранение и дублирование ряда документов на бумажных носителях на случай взлома электронных баз данных, отмечает Федоров. «Кроме того, законодательство в сфере банковской деятельности обязывает кредитные организации хранить бумажные документы, чтобы их можно было предоставить органам власти при проведении следственных действий или по судебным искам», ‒ подчеркивает он.

Банки рассчитывают, что внести ясность в вопросы безбумажного документооборота поможет законопроект о цифровых архивах, который должен разрешить финансовым организациям полностью перейти на ЭДО. В первом чтении документ был принят еще в апреле 2022 г.

«Для нас и других участников рынка его принятие означает существенное сокращение затрат на хранение бумажных архивов за счет создания юридически значимых электронных дубликатов с последующим удалением исходных бумажных документов. Мы считаем законопроект одним из наиболее важных достижений программы „Цифровая экономика“, в которую за семь лет много вложено как государством, так и бизнес-сообществом», ‒ рассказали в «Сбере».