Источник: Finam.ru
В пятницу, 7 июня, состоится очередное заседание Банка России по ключевой ставке. Вероятность ее повышения обсуждалась отдельными членами наблюдательного совета ЦБ и ранее, однако ставка оставалась неизменной с 15 декабря 2023 года на уровне 16% годовых. С тех пор риски стабилизации потребительских цен возросли, инфляционные ожидания россиян повысились до 11,7%, кредитование продолжает расти, а годовая инфляция в России по состоянию на 27 мая ускорилась до 8,15%.
Какое решение примет ЦБ и чем будет руководствоваться? Является ли ключевая ставка хорошим инструментом в борьбе с инфляцией в текущих условиях? Когда следует ожидать первого снижения ставки? В этих и других вопросах Finam. ru разбирался вместе с экспертами.
Источник: ru.freepik.com
Весомые, но противоречивые аргументы
Единого мнения по поводу того, какое решение примет ЦБ, в этот раз не сложилось, а нервозность на рынке усилилась. Эксперты полагают, что ставка может вновь остаться неизменной, однако не исключен и сценарий ее роста, причем сразу на 2 б.п.
Алексей Примак, эксперт Института финансово-инвестиционных технологий, в частности, заявляет, что на рынке уже заложены ожидания относительно повышения ставки до 18%. При этом он полагает, что увеличение ставки до 17% или 18% ситуацию не изменят. «Впереди лето, а летом инфляция всегда снижается (отечественные фрукты и овощи, замедление активности в экономике и сезон отпусков). Если ЦБ что-то знает и видит серьезные проблемы, то повышать ставку надо сразу на 4-6 б.п. до 20-22%! Или совсем не повышать, оставить 16%», — отмечает эксперт.
Между тем ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова утверждает, что решение ЦБ РФ по ставке является большой загадкой. «У консенсуса аналитиков, похоже, нет даже единого мнения относительно того, будет ли ключевая ставка повышена, сохранена на уровне 16%, или, если будет повышена, то на сколько. Мы в большей степени склоняемся к варианту повышения ключевой ставки. Единое мнение в консенсусе есть только относительно того, что никто не ожидает 7 июня снижения ключевой ставки, но этого очевидно не произойдет. Скорее всего, регулятор, как мы предполагаем, повысит ее на 1-1,5 процентного пункта до 17-17,5% из-за того, что инфляция в апреле и мае, похоже, вышла из-под контроля. Так, по данным Росстата, годовая инфляция в РФ в апреле выросла с 7,7% до 7,84%, а помесячная инфляция — с 0,39% до 0,5%. В конце мая помесячная инфляция оценивалась Росстатом в 0,48%, то есть почти на апрельском уровне. Также продолжают расти инфляционные ожидания населения. В связи с этим мы считаем, что вероятность повышения ключевой ставки достаточно высока. Анонсированный Минфином РФ план повышения бюджетных расходов в текущем году может также стать для Банка России дополнительным аргументом в пользу ключевой ставки. Тем не менее, стабильный рубль и достаточная для роста бюджетных доходов цена нефти могут привести к тому, что регулятор будет действовать по следующему варианту: в июне оставит ключевую ставку без изменений, а в июле резко повысит ставку, возможно даже до 17,5-18%», — прокомментировала Мильчакова, отвечая на вопросы Finam. ru.
Инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган, тем временем, подчеркивает, что вся статистика, которая вышла с предыдущего заседания Банка России, оказалась более проинфляционной. Так, перегрев на рынке труда продолжил усиливаться, а кредитование только ускоряется. При этом инфляционные ожидания населения страны перешли к росту вместо снижения, тогда как опросы предприятий показывают дальнейшее расширение деловой активности рекордными темпами. Что касается сигналов в пользу менее жесткого решения, то, по словам Когана, они просто отсутствуют. «Вся статистика — одни сплошные аргументы за более жесткую политику ЦБ. Учитывая, что сигналы ЦБ оказались достаточно сдержанными, можно ждать аккуратное повышение до 17% и нейтральный сигнал», — заявляет Коган.
По мнению Максима Тимошенко, CFA, директора департамента операций на финансовых рынках «Банка Русский Стандарт», преобладание проинфляционных рисков в связи с высоким спросом на товары и услуги говорит в пользу увеличения ключевой ставки. Эксперт полагает, что ЦБ в качестве базового сценария, скорее всего, рассмотрит повышение ставки на 100 базисных пунктов до 17%. «Опции оставить ставку неизменной, равно как и увеличить ее сразу на 200-300 базисных пунктов, выглядят маловероятными, хотя и будут „на столе“ в ходе обсуждения. Для этих решений пока отсутствуют веские основания, подтвержденные накопленной статистикой и прогнозами», — комментирует эксперт.
Предстоящее заседание ЦБ станет первым в этом году, в котором кроется интрига, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. По ее мнению, повышение ключевой ставки 7 июня является вполне реальным сценарием. «Мы полагаем, что к июньскому заседанию у ЦБ еще не будет достаточно убедительных данных для вывода о недостаточной жесткости ДКП», — отмечает Беленькая. При этом она выделила ряд аргументов в пользу повышения и против увеличения ключевой ставки, с которыми можно ознакомиться в этом материале. В то же время Ольга Беленькая заявляет, что изменившиеся в последнее время прогнозы участников рынка в пользу повышения ключевой ставки могут стать «самосбывающимися» — у регулятора может возникнуть соблазн «не разочаровывать рынок» и закрепить ужесточение ДКУ ожидаемым повышением ставки до 17% (условно, вероятность этого сценария можно оценить в 30-40%).
По словам Александра Абрамова, заведующего лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, кажется, что многое говорит в пользу прогноза на повышение ключевой ставки из-за несильно, но растущей инфляции. Он подчеркивает, что об этом сигналят рынок ОФЗ снижением индекса RGBI и «Сбербанк», внезапно повысивший предельную депозитную ставку до 18%. Кроме того, по мнению Абрамова, в пользу роста ключевой ставки говорит общая нервозность на рынке, формируемая «странной налоговой реформой Минфина», падением рынка акций, а также непонятной статистикой по дефициту бюджета.
Тем не менее, как и Ольга Беленькая, эксперт рискует предположить, что ЦБ может все же оставить ставку на прежнем уровне, поскольку регулятору пока еще не будет известна статистика по инфляции за май. Более того, в своих оценках Абрамов ориентируется на динамику топливных цен. «Мой бензиновый индекс инфляции за май текущего года показывает на явное замедление роста топливных цен (г/г) до 6,8% по сравнению с 7,5% в апреле. Как я и показывал месяц назад на примере прогноза бензинового индекса, в мае начал действовать долгосрочный тренд на торможение инфляции просто из-за эффекта высокой базы прошлого года. В прошлом году цены в мае росли быстрее, чем в этом году, и это естественно должно уменьшать показатель этого года, если только не будет спровоцирована паника. Поэтому, мне кажется, что ключевая ставка останется неизменной, потому что к 7 июня Банк России будет видеть признаки торможения инфляции», — подчеркивает эксперт.
Дмитрий Александров, руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс», в свою очередь, отмечает, что денежный рынок закладывает подъем ставки, но в течение ближайшего квартала, а не в пятницу, хотя вероятность ее роста высока. При этом, по словам эксперта, долговой рынок уже заложил повышение ставки на один базисный пункт. «В пользу этого, хотя и не радикально сильно, выступают данные по инфляции и рынку труда. Вместе с тем, нежелание Минфина занимать дорого и рост налоговой нагрузки на бизнес и население, также являющееся фактором контринфляционным, позволяет долгосрочно сохранить ставку», — считает Александров.
Изображение от Starline на Freepik
Когда смягчится ЦБ?
Большинство экспертов полагает, что ожидать снижения ключевой ставки ЦБ следует не ранее 4 квартала этого года. Такого мнения, в частности, придерживается Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global. Главным аргументом сторонников смягчения ДКП, по ее словам, является то, что высокие процентные ставки тормозят рост экономики. «В теории это действительно так, но на самом деле, у многих российских предприятий есть иные источники финансирования, кроме банковских кредитов, да и ВВП России в 1 квартале 2024 года при высокой ключевой ставке в 16% вырос на 5,4% в годовом выражении. Так что желающим взять кредит стоит набраться терпения и подождать, а вот для желающих разместить в надежном банке средства на депозите под высокий процент такие возможности есть», — заявляет Мильчакова.
При этом Дмитрий Александров из «ИВА Партнерс» не исключает, что в течение лета можно увидеть резкое, более чем на процент, повышение ставки ЦБ РФ, с последующим довольно активным снижением в 4 квартале, хотя это будет возможным при условии отсутствия внешних шоков.
Хотите узнать, как заработать на снижении ключевой ставки ? Аналитики «Финама» представили топ идей в облигациях федерального займа (ОФЗ), которые могут принести ощутимый инвестиционный результат в случае возможного снижения ключевой ставки. Не упустите свой шанс. Покупайте облигации сегодня — и получите возможность заработать на разнице в цене, когда ключевая ставка будет снижена.
Верная стратегия или абсурдные меры
Зампред ЦБ Алексей Заботкин в ходе интервью aif.ru, которое было опубликовано на сайте Банка России, заметил, что сейчас темпы экономического роста выше обычного, как и спрос на кредиты, а инфляция требует ответа в виде высокой ставки. Результат — низкая инфляция — будет достигнут, однако на это требуется время.
Отвечая на вопрос о том, насколько ключевая ставка ЦБ является хорошим инструментом в борьбе с инфляцией в текущих условиях, Ольга Беленькая из «Финама» подчеркнула, что ключевая ставка находится сейчас в реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) вблизи максимальных значений за весь период инфляционного таргетирования. Однако в целом экономика сейчас реагирует на жесткую ДКП не так, как мы привыкли это видеть ранее — потребление продолжает расти высокими темпами; кредитование, хотя и замедляет рост по сравнению с максимальными значениями 2023 г., но темпы роста показателя остаются повышенными, а текущие темпы инфляции с апреля вновь начали расти. «Причины слабой реакции экономики на высокие процентные ставки связаны с несколькими факторами, о некоторых из них говорит ЦБ. Например, „в прошлые периоды дезинфляция происходила в условиях достаточно быстрой нормализации бюджетной политики...сейчас замедление инфляции происходит в условиях существенного бюджетного импульса, который сокращается медленно. Искажающее влияние на кредитные ставки оказывают льготные программы“. К этому можно добавить обострившийся дефицит рынка труда и конкуренцию зарплат за удержание работников, проблемы с платежами за импорт, а также увеличение транзакционных и логистических издержек во внешнеторговых операциях. Все это способствует тому, что экономические агенты (население, предприятия, банки) не ждут сжатия доходов и спроса, как это обычно бывает при жесткой ДКП, и ведут себя соответственно (увеличивают потребление, пытаются наращивать выпуск, не сокращают предложение кредитов)», — отмечает Беленькая.
Тем не менее, по словам Беленькой, высокая ключевая ставка работает, по крайней мере, в плане повышения склонности к сбережению — если бы не это, то рост доходов в еще большей степени транслировался бы в увеличение потребительского спроса и инфляции. Более того, как заявляет эксперт, высокий уровень процентных ставок в экономике сдерживает кредитный спрос на импорт (что способствует укреплению курса рубля), и это также при прочих равных условиях является дезинфляционным фактором. «Ожидаемая отмена безадресной льготной ипотеки с июля и корректировка параметров семейной ипотеки, как ожидает ЦБ, окажет заметное дополнительное сдерживающее влияние на динамику ипотечного кредита. В целом продолжительное сохранение жестких денежно-кредитных условий в экономике должно способствовать сокращению ее „перегрева“ и ослаблению инфляционного давления, хотя есть сомнения, что цель ЦБ в 4% достижима в перспективе даже будущего года», — заключила она.