Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
31 Марта 2021

Рост с опорой на PAY

Источник: Деловой Петербург

Гаджеты вытесняют банковские карты

ОБЪЁМ БЕЗНАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ РАСТЁТ ИЗ ЗА ТЕХНОЛОГИЙ ОПЛАТЫ С ПОМОЩЬЮ НОСИМЫХ УСТРОЙСТВ

В Петербурге в 2020 году денежный оборот по операциям оплаты товаров и услуг по сравнению с результатами 2019-го вырос на 6,4%, превысив 1,46 трлн рублей. В количественном выражении рынок вырос на 9%, совершено свыше 1,44 млрд операций, следует из данных ЦБ РФ.

Ежегодно прирастать рынку помогают различные платежные сервисы. Они позволяют совершать оплату товаров и услуг не с помощью банковских карт, а через различные носимые устройства (смартфоны, умные часы, фитнес-трекеры, брелоки, браслеты и так далее). Количество платежей через носимые устройства увеличивается на 20-30% ежегодно.

Популярный бесконтакт

Рынок платежных сервисов изначально развивался с подачи производителей техники. Первые из них, Apple Pay и Samsung Pay, появились в РФ в 2016-м, годом позднее был запущен Google Pay (тогда он назывался Android Pay). Однако после принятия в 2019 году поправок в закон о российской платежной системе на него вышла и полностью отечественная разработка, система Mir Pay (детище НСПК, оператора карт «Мир»).

«Как правило, пользователь выбирает не платежный сервис, а марку смартфона и пользуется решением, которое предлагает производитель, — рассуждает Кирилл Горыня, сооснователь и генеральный директор Cardsmobile, компании — разработчика приложения „Кошелек“ и сервиса „Кошелек Pay“. — Пространства для маневра не так много, но ведь кроме производителей смартфонов сервисы запускают платежные системы, крупные банки и IT- гиганты, ретейлеры, финтех-компании.

На сегодня в мире насчитывается более 170 подобных решений. Больше всего аудитории, конечно, у всемирно известных сервисов — Alipay, WeChat Pay, Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay». По словам эксперта, ретейлеры встраивают платежные сервисы в собственные мобильные приложения, создавая из них так называемые супераппы, закрывающие все шопинг-потребности покупателей. К примеру, в декабре прошлого года «Магнит» запустил собственный платежный сервис MagnitPay.

Уже к началу 2020 года Россия вошла в топ-5 стран по количеству операций, совершаемых с помощью различных носимых устройств. На платежи, которые совершаются не через банковский пластик, пришлось 7% общего количества трансакций. На первом месте, по данным исследования международной платежной системы MasterCard, оказалась Голландия (каждая третья операция, или 33%), на втором — Великобритания (каждая пятая, или 20%). Растущими объемами рынка заинтересовались и отечественные игроки.

«Носимые устройства постепенно вытесняют классические кошельки с банковскими картами. По данным нашей эквайринговой сети, в 2019 году доля платежей смартфоном составила 17% от всех бесконтактных операций против 13% в 2018-м. Только за первые 3 месяца 2020-го этот показатель уже превысил 21%», — говорит Инна Емельянова, директор департамента эквайринга банка «Русский стандарт».

Летом минувшего года о запуске собственного платежного сервиса заявил Сбербанк (его система получила название SberPay). Воспользоваться ею могут пока только держатели карт международной платежной системы Visa.

«Количество операций с использованием этой технологии растет каждый месяц на 10-15% и в феврале достигло 1 млн штук», — передает пресс- служба кредитной организации слова Кирилла Царева, заместителя председателя правления Сбербанка.

В феврале текущего года о планах реализовать собственную технологию сообщили в банке «Тинькофф». В марте аналогичный продукт реализовал «Яндекс» (Yandex Pay). Более чем вероятно, что до конца года на отечественном платежном рынке состоится еще несколько ярких премьер.

Двигатель торговли

Фактически все платежные сервисы, в названии которых фигурирует английское слово «pay» («платить»), работают за счет приложений, которые устанавливаются на смартфон или любое носимое устройство. В них заносятся данные банковской карты, чтобы можно было оплачивать покупки, поднося смартфон или другое умное устройство к платежному терминалу (как правило, устройство должно поддерживать технологию NFC).

Объем российского рынка носимой электроники в 2020 году вырос на 17% в штуках и на 38% в деньгах, подсчитали аналитики «М.Видео-Эльдорадо». Всего за 12 месяцев было продано 5,4 млн устройств на 41 млрд рублей.

Каждый из новых покупателей потенциально является пользователем платежных сервисов, он технически готов оплачивать своим гаджетом покупки в магазинах или интернете.

По мере появления на рынке новых сервисов, создаваемых не производителями смартфонов, далеко не всем удается захватить и удерживать свою долю рынка.

" Подавляющее большинство знает про Apple Pay и Google Pay, но мало кто подозревает о существовании аналогичного сервиса Huawei Pay, — говорит Дмитрий Спиридонов, советник заместителя председателя правления «Тинькофф», генеральный директор CloudPayments. — Он функционирует для нескольких миллионов владельцев техники Huawei, которым тоже нужно свое платежное решение, так как, например, воспользоваться Apple Pay с таких устройств не получится".

С мая 2019 года владельцам новой техники Huawei стал недоступен и сервис Google Pay, из-за того что правительство США поместило компанию в черный список.

Именно это эксперты называли одной из причин появления сервиса SberPay — он стал альтернативой для владельцев устройств Huawei.

В более выигрышной для российского рынка позиции находятся разработчики, связанные с банковскими группами. Они рассчитывают получать комиссию за каждую покупку не только от международных платежных систем, но и от розничных торговцев.

Ряд сервисов позволяет онлайн-магазинам подключать их в качестве способа для эквайринга. Как сообщили " ДП " в пресс-службе Сбербанка, средний чек операций в интернете при оплате SberPay в Петербурге составляет 2300 рублей.

" При оплате телефоном в интернете средняя сумма в 2 раза выше по сравнению со средним чеком на кассе магазина, — отмечает Инна Емельянова. — В интернете через Pay-сервисы она достигла 2272 рублей, тогда как при оплате смартфоном в офлайн- магазинах средний чек — всего 1007 рублей«.

Взять количеством

Распространение сервисов сдерживает отнюдь не стоимость их разработки.

«Компания, которая пытается создать свой собственный сервис, должна быть технически готова к созданию платежного ядра, обрабатывающего карточные данные пользователей и информацию об их платежах и покупках, — поясняет Дмитрий Спиридонов. — И продукт придется поддерживать, обслуживать и, самое главное, развивать и продвигать. И эта составляющая, на мой взгляд, наиболее затратная, поэтому важно количество пользователей. Чем их больше, тем проще развивать такой продукт».

Прошлогодние коронавирусные ограничения серьезно помогли платежным сервисам в укреплении позиций.

" На пике ограничений многие попробовали подобный способ оплаты, пытаясь минимизировать контакты на кассе, — утверждает Кирилл Горыня. — По нашей статистике, те, кто попробовал такой формат, не собираются от него отказываться: в январе текущего года в приложение для бесконтактной оплаты добавили банковскую карту в 25 раз больше пользователей, чем в январе прошлого года«.

По его оценке, средний ежемесячный темп прироста аудитории «Кошелек Pay» равен 27% и до конца года он должен заметно вырасти.