Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
10 Июня 2019

«Мам, хочу карту!» Родители стали чаще оформлять банковские карты для детей

Источник: Эхо Москвы (echoperm.ru)

Банкиры отмечают рост спроса на карты для детей до 14 лет, среднего чека и количества совершаемых операций. Это заставляет их обратить внимание на потенциально перспективный сегмент. По закону карту с отдельным счетом можно выпустить только подростку - начиная с 14 лет. Но и до этого возраста ребенок может стать клиентом банка, если его родители оформят детскую карту - обычно с 6 или 7 лет.

Важный момент: оформить детскую карту может только законный представитель ребенка, то есть, как правило, его родители, а не бабушки и дедушки. По статистике "Русского Стандарта" чаще это делают отцы: 59% детских карт было оформлено именно ими. Карта выпускается как дополнительная к родительской, но на имя ребенка. Обычно это стандартная пластиковая карта, иногда - как у Почта Банка или Сбербанка - виртуальная карта, которая по функционалу аналогична традиционной. В некоторых банках можно выбрать между этими двумя вариантами.

Учитывая сравнительно небольшой спрос на детские карты и невысокие обороты по счетам, банки нередко рассматривают этот клиентский сегмент как факультативный. Тем не менее, технологически продукт развивается. Еще несколько лет назад детские карты имели ограниченный функционал: например, с них нельзя было снять деньги в банкомате или совершить онлайн платеж. Теперь ситуация изменилась.

Сейчас механизм использования детской карты уже ничем не отличается от стандартного, не считая исключений в некоторых банках. Например, детская карта Сбербанка не дает ребенку возможности переводить деньги другим людям, снимать наличные в банкомате и оплачивать покупки в иностранных магазинах. Однако ключевое отличие всех детских карт - это все-таки возможность родителя, как держателя счета, контролировать операции по карте, оформленной на ребенка.

"Кардинальных отличий между детскими картами разных банков нет: их стоимость ниже обычных, часто предлагается оформление таких карт с индивидуальным дизайном, чтобы заинтересовать ребенка. По таким картам, в основном, присутствует полный набор бонусов: в зависимости от банка это кэшбэк, накопление бонусных баллов, участие в программах лояльности, начисление процентов на остаток средств", - отмечает эксперт отдела анализа банковских услуг эксперт финансового маркетплейса Банки.ру Елена Хвостова. Проценты на остаток могут достигать 5-7% годовых, кэшбек обычно 1-2%. От банка к банку может отличаться функционал карты: бесконтактная оплата, Samsung- и Apple-pay. Обслуживание карты нередко осуществляется бесплатно, однако в ряде банков стоит от 500 до 1200 рублей в год.

Нередко существует возможность целевого накопления денег, есть повышенный кэшбек в ряде категорий, пользующихся спросом у маленьких клиентов, а также у партнеров банка. При этом родитель может установить ограничения на снятие наличных, покупки в интернете, переводы на другие карты и многое другое. Детская карта Тинькофф Банка дает родителю возможность видеть на карте место, где была совершена покупка.

Фаст-фуд и кинотеатры

Потенциально функционал детских карт еще шире - дополнительные возможности реализованы Ак Барс Банком в рамках локального проекта. "Мы реализуем проект "Карта школьника" в трех городах Республики Татарстан. Это полноценный проект, который содержит в себе и систему контроля доступа, и электронные дневники, и учет посещаемости, а также банковскую карту, которая включает функционал по оплате проезда в транспорте, оплате питания в учебном заведении и любые другие покупки", - рассказывает руководитель по развитию карточных продуктов Ак Барс Банка Ришат Хуснуллин.

Несмотря на то, что детские карты позволяют совершать все виды операций, в 97% случаев это стандартные покупки, отмечают в "Русском Стандарте". Еще 2% транзакций - снятие наличных и 1% - переводы с карты на карту.

По данным "Русского Стандарта", ТОП-3 самых популярных категорий по количеству операций по детским картам - это покупки в супермаркетах, оплата питания и путешествия (сюда входит оплата проезда на общественном транспорте, такси, пригородные поезда, поезда дальнего следования и тому подобное). В банке "Восточный" отмечают, что чаще всего детской картой расплачиваются в супермаркетах и ресторанах формата фастфуд. Кроме этих категорий, в ТОП наиболее популярных сегментов для трат по детской карте в этом банке входят кофейни, продовольственные рынки, магазины одежды, игрушек и игр, а также развлечения. В последнем сегменте основные операции совершаются в категории "кинотеатры".

Средний чек по детской карте заметно отличается у разных банков: от 571 рубля в Восточном до у 80-150 рублей у Почта Банка. В АК Барс Банке отмечают тенденцию к его росту, а в Сбербанке говорят о том, что средний чек в целом стабилен, однако растет частота транзакций: дети все чаще начинают пользоваться безналичными способами оплаты.

Недооцененный сегмент

У банков нет единого мнения по поводу эффективности "детского" бизнеса. Пока у одних кредитных организаций они вовсе отсутствуют, вице-президент банка "Восточный" по розничному комиссионному бизнесу Владимир Кудряшов заявляет: "Детская карта - очень крутая история как для банка, так и для родителей и детей. Хорошая, интересная и удобная детская дебетовая карта помогает банку создать хороший задел на будущее. Ведь дети очень скоро повзрослеют и начнут пользоваться уже "взрослыми" карточными продуктами, а также другими услугами финансовой организации". Эксперт уверен, что в ближайшем будущем конкуренция в этом сегменте будет расти. В частности, произойдет повышение привлекательности уже существующих и появление новых продуктов для детей, так как в условиях наблюдаемого сейчас оживления на рынке банки начинают активно разрабатывать новые клиентские ниши.

Количество клиентов виртуальной детской карты увеличивается на 10-15% в месяц, отмечает член Правления, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка Анастасия Мельникова. Она связывает это с ростом интереса родителей к раннему финансовому воспитанию детей. "Существуют опросы, показывающие, что родители неохотно дают наличные деньги своим детям, но пользуются дополнительными детскими банковскими картами, выпущенными к счету взрослого. Это позволяет родителям четко контролировать расходы своего ребенка, а ребенку по шагам учиться грамотному расходованию средств", - говорит эксперт.

Банкам этот продукт действительно может быть интересен, поскольку расширяет базу потенциальных клиентов, продолжает Елена Хвостова. По ее мнению, кредитные организации недооценивают перспективность сегмента, ведь подростки и дети так же часто ходят в кино, кафе, играют в игры, в общем, тратят деньга на развлечения, школьные книги, канцтовары. Тем не менее, сейчас спрос на детские карты, как и на другой банковский продукт для детей - специализированные депозиты, все же невысок, отмечает эксперт.

Онлайн по курсу

По словам Анастасии Мельниковой, количество банков, которые выпускают свои детские версии карт и приложений, растет. Из-за усиления конкуренции, полагает эксперт, функционал детских банковских приложениях уже скоро догонит функционал мобильного банка для взрослых. С тем, что мобильные приложения для детей - один из основных трендов развития "детских" продуктов, согласен и Ришат Хуснуллин. Также, считает он, стоит ожидать развития различных форм-факоторов в виде брелоков, браслетов, часов и др., которые более удобны для детей, чем классические карты и даже телефоны.

Одним из популярных трендов являются карты для геймеров, добавляет Елена Хвостова. В основном такой продукт можно оформить с 18 лет, но уже есть исключение - Почта Банк, с 14 лет. Держатель карты получает доступ к закрытому контенту на портале для киберспортсменов, а также может участвовать в программе лояльности "Киберспортсмен ФКС России". Прогресс не стоит на месте - возможно, банки в будущем обратят внимание на этот сегмент и начнут предлагать подросткам и детям "геймерские" карты.