Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
27 Ноября 2017

Покупатели рассчитываются по часам

Источник: КоммерсантЪ

В ритейле выросла доля бесконтактных платежей

Объем бесконтактных платежей в ритейле с начала 2017 года вырос в несколько раз, утверждают торговые сети. Продавцы бытовой техники и электроники оценивают рост почти в три раза, продуктовые сети - в семь раз. До половины трансакций приходится на запущенные в России год назад Samsung Pay и Apple Pay, а также вышедший на рынок весной Android Pay.

Объем бесконтактных платежей в сетях "М.Видео" и "Эльдорадо" (входят в группу "Сафмар" Михаила Гуцериева) за девять месяцев 2017 года в денежном выражении вырос почти втрое к аналогичному периоду прошлого года, сообщили "Ъ" представители компаний. В "М.Видео" рост составил 2,7 раза, доля таких платежей в общем объеме безналичных расчетов к сентябрю 2017 года достигла 20%. Половина из них была совершена с помощью часов и смартфонов. В "Эльдорадо" объем платежей с помощью бесконтактных карт и мобильных устройств вырос в 2,5 раза, их доля на конец третьего квартала составила 17%, около 8% пришлось на смартфоны.

В продуктовой рознице доля бесконтактных расчетов растет быстрее. С начала года их количество в магазинах X5 ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") увеличилось в семь раз, сообщила директор казначейства и корпоративного финансирования X5 Retail Group Анна Коржова. 70% бесконтактных платежей пришлось на пластиковые карты, остальное - на Apple Pay и Samsung Pay.

Оценки банков подтверждают рост доли бесконтактных платежей. В "Русском стандарте" она увеличилась с 4,15% на декабрь 2016 года до 13,22% на 1 октября 2017 года. При этом доля платежей смартфонами составляет около 15% от этого количества при средней сумме 1051 руб. У Альфа-банка доля оплаты с помощью смартфонов с 2016 года выросла в пять раз и на октябрь 2017 года достигла 20% от всех бесконтактных платежей.

В Тинькофф-банке сообщили, что оборот по бесконтактным платежам растет ежемесячно примерно на 25%. Чаще всего клиенты банка оплачивают так покупки в супермаркетах, товары для дома и ремонта, одежду и обувь, развлекательные услуги. Клиенты "Русского стандарта" большинство операций с помощью смартфона совершают в бакалейных магазинах и супермаркетах (38%), в заведениях фастфуда (17%) и ресторанах (8%).

Распространение бесконтактных платежей ритейлеры связывают с ростом рынка мобильных устройств с модулем бесконтактной передачи данных (NFC). Если в 2016 году в России NFC-чипом обладал лишь каждый пятый купленный смартфон, то в третьем квартале 2017 года их доля достигла 30% (около 5,5 млн штук). Точкой роста безналичных операций стал запуск в России Samsung

Pay и Apple Pay осенью 2016 года и Android Pay в мае 2017-го, считают сети. По данным Samsung, прирост новых пользователей сервиса составляет 10% ежемесячно. "60% пользователей сервиса совершают покупки с помощью Samsung Pay каждый день. Этот показатель активности стабилен с момента запуска сервиса в России", - сообщили в пресс-службе. В Google и Apple комментарии не предоставили.

Помимо доступности устройств с поддержкой NFC росту популярности подобных платежей способствуют повышение финансовой грамотности и рост числа банков, предлагающих бесконтактные карты и мобильные платежные сервисы, уверен гендиректор "Эльдорадо" Михаил Никитин. Рост безналичных платежей в ритейле, как и в других сферах, - общерыночный тренд, полагает финансовый директор "М.Видео" Екатерина Соколова. По ее мнению, это результат "проникновения новых технологий и работы государства по повышению прозрачности бизнеса".