Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
5 Февраля 2004

Общество потребления кредитов

Автор: ДАНИИЛ ЖЕЛОБАНОВ
Источник: Коммерсантъ
Дата: 05.02.2004
Номер: 020
Страница: 20

Общество потребления кредитов.
.......
«РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ РАСТЕТ ТАК БЫСТРО, ЧТО БАНКИ НЕ УСПЕВАЮТ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О ТОМ, КАК ЭТИ КРЕДИТЫ БУДУТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ»
Прошедший год был отмечен взрывным ростом рынка потребительского кредитования в России. Объем кредитов, выданных физическим лицам, в ближайшее время может достичь $10 млрд. Однако чем больше растет этот рынок, тем выше риск возникновения на нем системного кризиса. В последнее время рынок розничных банковских услуг стал главным увлечением российских банков. А потребительское кредитование банкиры считают наиболее быстрорастущим и перспективным сегментом ритейлового рынка. По предварительным оценкам банкиров, рынок потребкредитования в прошлом году вырос более чем в два раза — до $8,5 млрд. И по их мнению, эта тенденция сохранится в течение ближайших лет.
«Этот рост «будет долгим,- говорит зампред правления МДМ-банка Ирина Бушева, — поскольку пока на развитие рынка влияют лишь отдельные его сегменты». Вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин считает, что «в течение ближайших пяти лет рынок потребительского кредитования будет расти очень быстрыми темпами. Но через год-два супербыстрые темпы роста этого рынка в Москве закончатся, и банки активно пойдут в регионы».
Кредитная история
Между тем еще несколько лет назад потребительское кредитование было в России настоящей экзотикой. Первым игроком, активно заявившим о себе на рынке товарного потребительского кредитования, стал банк «Русский стандарт». Он еще в 1999 году начал сотрудничество с сетями магазинов «М.Видео», «Мир» и «Эльдорадо». Позже к ним присоединилась «Техносила». Однако уже через пару лет, когда стало очевидно, что проект сулит хорошие перспективы, потребительским кредитованием начали активно заниматься и другие российские банки. При этом, как и на любом рынке, первопроходцы могли диктовать свои условия и собрали «сливки» — эффективная ставка по кредитам доходила до 49% годовых. А тот же «Русский стандарт» мог заключать с магазинами договоры на довольно жестких условиях — они должны были выплачивать банку до 7% от стоимости покупки. Однако сохранить доминирующее положение в полной неприкосновенности «Русскому стандарту» не удалось, хотя договоры с магазинами и заключались на длительный срок. Если поначалу торговцы радовались возможности относительно дешево нарастить продажи, то с появлением других предложений некоторые стали настаивать на пересмотре условий. И в результате, например, «Техносила» с марта 2003 года ушла от «Русского стандарта» к Home Credit.
Сейчас Ноте Credit утверждает, что в ряде регионов по доле рынка он уже опередил «Русский стандарт». «Мы возлагаем очень большие надежды именно на регионы России, где, как и в Москве, услуга потребительского кредитования приобретает все большую популярность»,- говорит председатель правления Home Credit Андрей Лыков. При этом и «Русский стандарт», и Home Credit не тратят ресурсы на развитие собственной сети, а заключают договоры с другими банками. «Это взаимовыгодное сотрудничество,- подчеркивает зампред правления Гута-банка Андрей Анисимов. — Мы принимаем их платежи, а они привлекают в наши отделения потенциальных клиентов». Несколько раньше широкого появления товарных кредитов появились кредитные карты. Здесь пионером был Дельта-банк, однако, когда число выданных им карт выросло до нескольких тысяч, «Русский стандарт» вышел и на этот рынок. При этом всем клиентам, оплатившим товарный кредит, «Русский стандарт» автоматически выдавал кредитные карты. В результате, по информации банка, его доля на рынке кредитных карт сейчас составляет 70-80%. Правда, нельзя не отметить, что, как и в случае с рынком вкладов, Сбербанк стоит над схваткой. Его доля на рынке потребительского кредитования на 1 октября составляла 46,8% — в то время как у «Русского стандарта» на ту же дату было лишь 4,4%. В последние годы ставки по кредитам Сбербанка оставались одними из самых низких на рынке, что даже приводило к обвинениям в демпинге. Однако сложность оформления кредитов и низкая маркетинговая активность делают свое дело — доля Сбербанка на этом рынке снижается (еще в начале 2003 года она превышала 50%).

Чужие деньги
Между тем, по мнению Андрея Лыкова, российский рынок потребительского кредитования имеет очень большой потенциал как в Москве, так и в регионах, и далек от насыщения.
«Конкурентная борьба еще не достигла апогея,- уверен он. — Хотя только за последний год на рынок вышло значительное количество банков — как российских, так и зарубежных».
Правда, зампред правления банка «Возрождение» Александр Долгополов считает, что «ограничивающим фактором развития рынка будет являться недостаточная платежеспособность значительной части населения». Однако стоит учитывать, что количество банковских отделений, банкоматов и банковских счетов на душу населения в России на порядок меньше, чем, например, во Франции или Германии. При этом средний размер трансакции — такой же, как в Европе. Следовательно, банки и дальше могут развивать инфраструктуру, рассчитывая на соответствующий рост рынка.
«Причины бума потребительского кредитования очевидны,- говорит Андрей Анисимов. — Доходность по корпоративным клиентам упала, а на рынок пришли дешевые западные деньги». Действительно, банки с участием иностранного капитала, располагающие дешевыми валютными ресурсами, начинают все активнее предлагать кредиты населению. В ноябре Ситибанк (дочерний банк крупнейшего в мире игрока на рынке ритейла Citigroup) запустил программу, по которой магазины-партнеры предоставляют товары в кредит по ставке заметно ниже рыночной. Одновременно о серьезной программе выхода на розничный рынок объявила французская группа Societe Generale. Правда, по мнению члена правления Райффайзенбанка Александра Колошенко, «на данный момент ситуация выглядит как попытки банков „застолбить“ себе место на рынке. О реальном росте можно будет говорить, скорее всего, когда на него придут крупные международные банки. Рискну предположить, что через несколько лет топ-10 банков на рынке потребительского кредитования будет выглядеть совсем по-другому».
Первое корейское предупреждение
Однако радужные долгосрочные перспективы рынка потребительского кредитования в России несколько портит пример Южной Кореи, которая начала развивать это направление намного раньше. В конце прошлого года кредитный бум в этой стране вылился в фактическое банкротство крупнейшего в стране оператора кредитных карт LG Card Co. По информации Reuters, объем невозвращенных кредитов в 19 банков Южной Кореи к концу 2003 года достиг $15,65 млрд, увеличившись по отношению к 2002 году на 22,8%. Как сообщает агентство, в результате кредитного бума каждый десятый житель страны не может вернуть займы. Сумма долгов по кредитным картам уже достигла 14% ВВП страны.
Так что, хотя сейчас банкиры и радуются росту объемов выданных кредитов, неизвестно, какая их часть окажется безнадежной. По словам Андрея Анисимова, «развитие рынка можно прогнозировать на два года, но пока никто не знает, что будет в конце. Статистики возвращения кредитов еще нет: пока большинство банков их только выдает». Вероятность развития рынка потребительского кредитования по южнокорейскому сценарию банкиры могут сейчас опровергнуть лишь одним тезисом: «У нас, в России, люди не такие».
Банкиры возлагают надежды на создание национального кредитного бюро — независимой структуры, отслеживающей всю информацию, способную повлиять на кредитоспособность клиента. По словам Павла Бусыгина, «главное, что мешает сегодня развитию рынка потребительского кредитования,- это отсутствие у банков длинных пассивов и неразвитость системы кредитных бюро». «Правительству нужна ипотека,- говорит Ирина Бушева. — Нам нужен закон о кредитных бюро». Но пока закон о кредитных бюро намечен к рассмотрению в Госдуме лишь во втором квартале этого года. А сама идея передачи банком информации об операциях клиента в третьи руки противоречит закону о банковской тайне. Не говоря уж о том, что крупнейшие игроки рынка потребкредитования совершенно не настроены делиться с конкурентами информацией о клиентах.