Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
22 Июля 2023

Точка без возврата: в мае банки закрыли в стране 191 филиал

Автор: Известия

Почему кредитные организации сокращают сеть отделений и повлияет ли это на доступность финуслуг

В мае в России закрылся 191 филиал банков — это самое большое сокращение с сентября 2022 года, когда их число уменьшилось на 486, следует из статистики ЦБ, которую проанализировали «Известия». Это связано с цифровизацией и тем, что доля населения с дистанционным доступом к банковским счетам выросла выше 80%, уточнили в регуляторе. Участники рынка подтвердили оптимизацию сети отделений. Эксперты ожидают еще большего сокращения количества офисов после запуска цифрового рубля.

Тренд на эффективность

Российские банки в мае этого года закрыли 191 филиал — это самое большое количество филиалов с сентября 2022-го. Тогда их число уменьшилось на 486, следует из статистики ЦБ. Всего за прошлый год и I квартал 2023-го количество офисов финорганизаций по стране сократилось примерно на 6%, сообщил регулятор. На 1 июля в РФ действует немногим более 24 тыс. отделений.

Сокращение сети отделений связано с переходом к цифровым каналам получения финансовых услуг, рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ. Там пояснили: в 2021 году в России свыше 75% населения использовали дистанционный доступ к счетам, в 2022-м — уже почти 80%, и эта доля продолжает расти. А если потребитель может пользоваться финуслугами онлайн, у него отпадает потребность в посещении офиса.

С прошлого года на рынке наметился тренд по оптимизации расходов и закрытию офисов за счет неэффективных и дублирующих точек, сообщили в пресс-службе ВТБ. По их мнению, тенденция в ближайшей перспективе продолжится. Банки стремятся сохранить сеть максимально продуктивной с удобным местоположением и клиентопотоком, при этом выполняя задачу бесперебойного доступа клиентов к финансовым услугам.

Физическая сеть — очень дорогой и сложно масштабируемый канал, пояснил старший вице-президент Ренессанс Банка Андраник Захарян. Число точек кредитной организации зависит от ее целевой бизнес-модели и цифровой зрелости. Например, в период с 2020 по 2022 год количество отделений финорганизаций сократилось на 11,5%.

Закрывают точки в основном те, которые обслуживают физлиц, ранее они имели достаточно развитые сети филиалов, уточнил управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. Так, с начала года Почта Банк сократил 41 дополнительный офис, «Ак Барс» — 23, ОТП Банк — 26, а «Ренессанс Кредит» — 15. Исключением из этого тренда стал Альфа-банк, который с начала года увеличил число отделений на 99 — до 1018 — в рамках активной экспансии на розничный рынок.

— Половина всех банковских офисов в России приходится на Сбербанк, который регулярно проводит аудит своей «сетки» и непрерывно ведет работу по ее оптимизации, — заявил старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин.

Если у кредитной организации много клиентов-физлиц, ему просто необходимы сокращение сети филиалов и перевод как можно большего числа услуг в онлайн, считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. В противном случае офисы рискуют стать низкорентабельными из-за арендной платы и содержания большого штата сотрудников. Однако если кредитная организация работает в основном с юрлицами, то, возможно, в ближайшее время ей необязательно проводить цифровизацию в ускоренных темпах, заключила эксперт.

Обратная реакция

В то же время сокращение филиалов перекрывается появлением точек облегченных форматов на селе, добавили в пресс-службе ЦБ. Число почтовых отделений, где люди могут открыть банковский счет, снять и внести наличные, за 2022-й и I квартал 2023-го выросло почти на 23%.

Развивается сервис «наличные на кассе» в магазинах и на заправках, также увеличивается количество мест, в которые приезжают передвижные пункты кассовых операций, отметили в Центробанке. Кроме того, регулятор работает над тем, чтобы в отдаленных и малонаселенных территориях — там, где это возможно, — офисы кредитных организаций все-таки сохранялись.

На рынке есть финансовые продукты, которые требуют более сложного консультирования и правил взаимодействия с клиентом, напомнили в пресс-службе ОТП Банка. Зачастую это возможно сделать только в точках присутствия. Поэтому некоторые отделения трансформируются из офисов продаж в места консультирования и обучения диджитал-процессам.

Например, около 70% операций по открытию счета или депозита, а также обмена валюты традиционно осуществляются именно в филиалах, отметили в пресс-службе банка «Русский стандарт». Большинство клиентов в таких случаях предпочитают личное присутствие в офисе кредитной организации.

Стратегия на будущее

В будущем число отделений все равно будет сокращаться, согласны участники рынка. В ближайшее время может начаться оптимизация филиалов Группы ВТБ, которая в конце прошлого года приобрела банк «Открытие», отметил Владимир Тетерин из «Эксперт РА». Процесс реорганизации сети достаточно длительный, поэтому уменьшение количества точек будет фиксироваться еще как минимум на протяжении года, добавил директор департамента региональной сети Абсолют Банка Николай Большаков.

Конкуренция в секторе остается высокой, за счет этого тоже можно ожидать сокращения количества филиалов в стране из-за дальнейшей консолидации банковских групп и поглощения крупными игроками небольших региональных или специализированных финорганизаций, отметил Дмитрий Грицкевич из ПСБ. Уменьшение числа участников рынка также будет связано с уходом из РФ иностранных игроков.

В ближайшие три года российский рынок могут покинуть 50 банков, рассказал ранее в интервью «Известиям» гендиректор АКРА Михаил Сухов. В первую очередь могут уйти зарубежные финансовые организации.

По мере того как все большее количество операций переходит в онлайн и цифру, число филиалов и дополнительных отделений тоже будет уменьшаться, считает управляющий директор АКРА Валерий Пивень.

В будущем, когда цифровой рубль начнет массовое
хождение внутри России, тенденция на сокращение сети станет заметна еще
сильнее, уверена Наталья Мильчакова из Freedom Finance Global. С учетом
развития государственных цифровых валют появляется вероятность, что в течение
10-15 лет все банковские услуги будут предоставляться клиентам исключительно
онлайн, отметила эксперт.