Шрифт

А
А

Размер шрифта

А
А
А

Цвет сайта

А
А
А
А
А

Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
18 Апреля 2022

Арта бита

Источник: Деловой Петербург

Бизнесу предлагают экономить на эквайринге, принимая платежи через QR-коды

Ради сохранения доли безналичных платежей после ввода ограничений на работу международных платежных систем в России банки стали призывать бизнес использовать альтернативные методы оплаты — через QR-коды системы быстрых платежей (СБП).

Над внедрением СБП как альтернативного способа приема платежей в торгово-сервисных предприятиях ЦБ РФ начал работать еще в 2019 году. Это был своеобразный ответ бизнесу, постоянно жаловавшемуся на высокие эквайринговые тарифы международных платежных систем и банков. Изначально предполагалось, что тариф в СБП составит 0,3-0,4% против 1,5-3% при традиционной оплате картой. Окончательно же он был утвержден как 0,4% от суммы транзакции для товаров социального назначения (лекарства, продукты, потребтовары, транспортные и жилищно-коммунальные услуги и ряд других) и 0,7% — для всех остальных.

Эксцесс исполнителя

Процесс стартовал вяло: предприниматели сетовали на государство, покупатели — на торговые точки, а все вместе — на ЦБ РФ. Оплата через QR-код формально проста: на платежном терминале выводится динамический код, который покупатель считывает с помощью своего банковского приложения. На сегодня основные банки уже внедрили подобный инструмент в свои приложения, но популярной СБП так и не стала.

В качестве попытки ускорения увеличения доли СБП кто-то из чиновников пролоббировал дотации от государства. И летом 2021 года Минэкономразвития выделило из федерального бюджета 500 млн рублей на компенсацию бизнесу затрат на комиссии при приеме платежей через СБП. Предполагалось, что если компания находится в реестре СМП, а банк прошел аккредитацию в Минэкономразвития, то бизнес автоматически получит компенсацию своих комиссионных затрат на платежи через СБП. Бюджетные деньги должны были быть освоены до 31 декабря, когда и должна была закончиться программа стимулирования. По данным ведомства, в итоге из этой суммы было израсходовано всего 86 млн, что эквивалентно объему платежей 12,3 млрд рублей. Для сравнения: в июне-декабре 2021 года оборот в торгово-сервисных предприятиях в целом по РФ составил 22,6 трлн рублей.

В реестре кредитных организаций, которые уполномочены компенсировать комиссию, на сайте СБП перечислен 41 банк из 131 подключенных к системе, в приказе Минэкономразвития фигурирует другое, но корректное количество — 54. Из петербургских в нем всего три банка — ВТБ, ПСКБ и «Санкт-Петербург». На минувшей неделе ведомство завершило третий с момента запуска программы дополнительный отбор банков, итоги будут объявлены 28 апреля.

Чиновники рапортуют о ежемесячном росте подключений предпринимателей к СБП. Так, в июле 2021-го их было 34 тыс., в декабре — уже 161 тыс. На конец января текущего года количество достигло 189 тыс., то есть прирост в среднем по 18% ежемесячно. В реестре МСП, который ведет налоговая, на сегодня числится 5,9 млн субъектов, таким образом, всего к СБП подключилось менее 3% предпринимателей.

В марте текущего года председатель правительства РФ Михаил Мишустин анонсировал очередную меру поддержки бизнеса и вновь выделил из бюджета на субсидирование комиссий 500 млн рублей (новый срок действия — по 1 июля). Если пересчитывать по максимальному тарифу, установленному СБП в 0,7% от суммы покупки, то это поддержка оборота на 71 млрд (в 2021 году россияне в торгово-сервисных сетях потратили 41 трлн рублей).

Сложности с массовым распространением СБП были очевидны на момент ее создания: при традиционной оплате картами или наличными покупатель тратит время на кассе кратно меньше, чем будет пытаться оплачивать через QR-код. «Комиссия за эквайринг одна из пяти самых существенных статей затрат для сети, но СБП пока не может полностью заменить эквайринг, так как печать пречека или вывод кода на какое-нибудь устройство для последующего сканирования телефоном менее удобны покупателям», — говорит Алексей Баулин, генеральный директор сети «Улыбка радуги». «В нашем случае мы применяем оплату по QR только во время низкой загрузки заведения, поскольку берем оплату на кассе», — поясняет Владимир Шершнев, управляющий партнер 8956 Oblomoff food.

Регулятор неоднократно переносил собственные сроки по обязательному подключению банков к СБП — сперва по денежным переводам между физлицами, затем — юрлицами. Одно из последних было опубликовано 31 марта за несколько часов до часа икс — системно значимые кредитные организации (их 13) и с универсальной лицензией (229) до 1 апреля 2022 года были обязаны подключиться к платежному приложению «СБПэй». Этот срок дополнительно продлен еще на 3 месяца.

Приложение пытается внедрять принадлежащая ЦБ РФ Национальная система платежных карт (НСПК). Оно было разработано для облегчения оплаты через СБП — чтобы считывать коды с его помощью, а не через лишние движения для открытия банковского приложения. Бесконтактная оплата по технологии NFC, как в аналогах GooglePay, ApplePay, SamsungPay или даже в MirPay, в СБПэй не реализована. Более того, при регистрации приложения требуется аккаунт на одном из зарубежных почтовых сервисов.

Как пояснил «ДП» один из участников рынка, тестирование такой оплаты было завершено в декабре минувшего года, но только на определенной модели терминала одного из производителей (текущая рекомендованная розничная цена одного аппарата — 31 тыс. рублей). Кроме того, сложность возникла и на стороне НСПК, которой понадобилось время на разработку новой тарификации. При этом участники процесса настроены оптимистично и считают, что через пару-тройку месяцев оплата через NFC в СБПэй все же будет внедрена. Если не повторится история, как произошло с одним из крупнейших банков, который длительное время отказывался разрешать своим клиентам денежные переводы через СБП, предпочитая платить регулятору штрафы. При оплате через СБП списание происходит напрямую со счета, а не с карты, из-за чего банки недополучают комиссионный доход.

Плохому танцору

Примечательно, что с сегодняшнего дня и до 31 августа ЦБ РФ ограничил размер комиссии по эквайрингу для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги. Новая ставка установлена в 1%, из которых 0,7% достается НСПК. При этом в минувшую пятницу первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова посетовала, что данное решение не помогло снизить цены на товары, поэтому ограничение продлеваться не будет.

Вместе с тем участники рынка отмечают, что ЦБ РФ подобным ограничением помешал развитию своей же СБП, отсюда и поспешное заявление. «Банкам теперь будет крайне невыгодно убеждать бизнес подключать оплату по QR-кодам, после вмешательства в рыночные тарифы регулятора разница в ставках стала всего 0,3%, — говорит представитель крупнейшего банка-эквайера. — Зачем клиенту тратить ресурсы на заключение новых договоров, открытие счетов, на IT, когда почти за те же деньги можно сохранить дополнительные преимущества в виде кешбэков и программ лояльности для своих покупателей и выгрузку финансовых отчетов для себя».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ДЕНИС БОБЫЛЁВ председатель правления ПНКО «Элплат»

Будущее эквайринга уже наступило, и пропорции фактически не меняются от изменения политической ситуации — до 90% операций идет по безналу, независимо от способа предлагаемого к использованию эквайринга. Основную сложность с внедрением оплаты через СБП испытывают розничные торгово-сервисные предприятия, применяющие прилавковый формат продаж. Очень небольшое количество поставщиков кассового ПО интегрировало в свой софт «коробочные версии», практически везде требуется трудоемкая интеграция и донастройка кассового ПО, что не всегда удобно и доступно.

NFC в СБПэй сейчас, видимо, отложено на неопределенный срок. Будут дорабатываться в сторону оптимизации временных затрат интерфейсы мобильных приложений самих банков. Изучая их, мы видим, что интерфейсы по работе с СБП далеки от простоты и удобства. Был период, когда банки сознательно усложняли процесс использования СБП в своих мобильных приложениях, отдавая приоритет картам. Возможно, сейчас начнем наблюдать обратный процесс.

Снижение комиссий до 1% для ряда направлений эквайринга — во вред. Наверное, надо было лучше какие-то дополнительные преференции вводить в СБП, в первую очередь для покупателей. Все у нас какие-то половинчатые решения — шаг вперед, полшага назад. Программа, безусловно, будет завершена в установленный срок, но на динамику развития СБП повлияет не лучшим образом.

ИННА ЕМЕЛЬЯНОВА директор департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Очевидный плюс СБП — это прежде всего выгодная тарификация. Комиссия на операции заметно ниже, чем у классических карточных платежей. А снижение затрат делает итоговое предложение выгоднее для клиентов. Причем деньги поступают на счет компании практически сразу после подтверждения оплаты, что позволяет торгово-сервисным предприятиям снизить кассовые разрывы и объем необходимых оборотных средств. При оплате же банковской картой этот процесс может занимать от одного до нескольких дней.

АЛЕКСАНДР ЗАХАРОВ эксперт «Контур.Маркета»

Пользовательский сценарий оплаты покупки через СБП и оплата по QR-коду с использованием приложения банка выглядит не самой простой процедурой. Разблокировать телефон, открыть приложение банка, найти вариант оплаты. И вот уже выстроилась очередь, которая негодует. Любая заминка на кассе — упущенная выручка клиента. Следующий шаг развития СБП — обновление платежного софта на ККТ для приема платежей через СБПэй. Поставщик софта для наших касс работает над поддержкой функциональности, спецификация от системы «Мир» получена недавно, требуется время для реализации поддержки данного функционала.