Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
22 Сентября 2021

Малому бизнесу снижают комиссии

Источник: Коммерсантъ

Mastercard планирует переориентировать платежи на смартфоны

Mastercard вводит с 2022 года пониженные комиссии для малого бизнеса при приеме платежей с помощью смартфонов. Эта технология сама по себе дешевле классического эквайринга, а при сниженном тарифе может существенно увеличить число предприятий, принимающих карточные платежи. Таким образом, платежная система планирует перевести часть наличного оборота в малом бизнесе в безналичный и заработать на комиссиях. Но ей придется выдержать конкуренцию с аналогичными решениями самих банков и Системой быстрых платежей, где ниже комиссии.

Как стало известно «Ъ», Mastercard разослал банкам сообщение о введении с 21 января 2022 года спецтарифа для малого бизнеса — interchange 1% при оплате с технологией Tap on Phone (когда в роли POS-терминала выступает смартфон). В Mastercard пояснили, что «заявленные изменения направлены на поддержку микробизнеса в том числе, для которого и создана технология приема оплаты в одно касание к смартфону картой или другим платежным устройством». Там надеются расширить аудиторию клиентов с учетом роста клиентского спроса на «бесконтактную оплату различными платежным устройствами». В платежной системе Visa сообщили, что сертифицировали в России решение для приема бесконтактных платежей на смартфонах в 2020 году, не уточнив тарифы.

Эксперты отмечают, что сейчас для малых и микропредприятий тарифная нагрузка по договорам эквайринга достаточно высока. По словам главы правления ассоциации «Финансовые инновации» Романа Прохорова, тарифы, как правило, превышают 2%. «Поэтому многие, даже при наличии договора эквайринга, просят клиентов провести оплату наличными или переводом с карты на карту», — поясняет он.

Независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков отмечает, что эквайринг становится все более насущной необходимостью для развития розничного бизнеса, включая малый. «С другой стороны, малый бизнес не хотел бы обременять себя POS-терминалами, поэтому технология и приложение для смартфона очень актуальны и востребованны», — говорит эксперт.

В Делобанке (подразделение СКБ-банка) утверждают, что эквайрингом в смартфоне заинтересованы более 80% опрошенных предпринимателей. По словам директора департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инны Емельяновой, сервис, превращающий обычный телефон в мобильный POS-терминал, интересен для представителей бизнеса из самых разных областей — ресторанный сегмент, организация курьерской доставки, благотворительность и пр.

Впрочем, ряд банков, включая Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, СКБ-банк, продвигает собственные решения по использованию смартфонов в виде терминалов. Как отметили в Делобанке, это «не только карточные платежи, но возможность принимать оплату по QR-коду через Систему быстрых платежей». Клиенты экономят на оборудовании и скорости подключения — «можно начинать принимать безналичные платежи через пять минут после установки приложения», сообщили там.

Роман Прохоров также отмечает, что в СБП комиссии не только не выше 0,7%, но и полное возмещение затрат малого бизнеса на комиссии. «Введение Mastercard спецтарифа не приведет к значимым успехам, поскольку соответствующее снижение эквайринговых комиссий будет не слишком существенным», — считает он.

По словам независимого эксперта на рынке электронных платежей Андрея Вылегжанина, для действительно массового подключения малого и микробизнеса к оплате с помощью карт необходимо появление на российском рынке независимых компаний-интеграторов, занимающихся привлечением и подключением торговых точек к эквайрингу банков. Они будут просчитывать риски каждого ТСП, а пока их оценкой занимаются банки, это происходит медленно и многие клиенты отсеиваются.