Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
28 Мая 2019

Комиссии ускользают из рук

Источник: Деловой Петербург

Банки теряют комиссионный доход от расчетно-кассового обслуживания розничных клиентов. Доходность пока удается компенсировать увеличением прибыли от обслуживания юрлиц.

По итогам I квартала текущего года 25 петербургских банков на комиссиях по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО) заработали 11,1 млрд рублей, увеличив по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы на 8%.

На юридических лицах банки заработали 7,6 млрд рублей, прирост составил 1,2 млрд рублей, или 18,8%, на индивидуальных предпринимателях - 1,4 млрд рублей (больше на 119 млн рублей, или 9,3%). От физических лиц местные банки недополучили 500 млн рублей - доходность от РКО в рознице сократилась на 19,5%, до 2,1 млрд рублей.

К таким выводам пришел "ДП", проанализировав отчетность о финансовых результатах банков на 1 апреля текущего года, опубликованную ЦБ РФ.

 

Розница теряет прибыль

У местных банков в структуре доходов от РКО юрлица занимают 68,8% (прирост этой доли составил 6 процентных пунктов (п. п.), индивидуальные предприниматели - 12,6% (доля не изменилась). Доля физлиц в структуре доходов сократилась на 6 п. п., до 18,6%.

Падение доходов от РКО физических лиц может объясняться развитием дистанционных сервисов, в том числе популярностью мобильных банковских приложений. Банки постепенно отменяют комиссии за большинство типовых операций (платежи за ЖКУ, сотовую связь). С подключением к системе быстрых переводов Центробанка все большего количества банков на рынке будут снижаться и комиссии за переводы денег между физлицами.

" В структуре комиссионного дохода физлиц учитываются комиссии карточного бизнеса. Для активного привлечения на карточные продукты банки могут предложить бесплатное обслуживание. С одной стороны, в этом случае доходы снижаются, с другой - банки получают лояльных клиентов и дополнительный доход от других комиссий, а также прирост остатков на счетах физлиц", - объясняет Галина Ванчикова, президент - председатель правления банка "СИАБ".

По ее словам, для универсального банка процентный доход является основным, он занимает большую долю, чем комиссионный.

 

Новый источник

Впрочем, местные банки в большинстве своем никогда не были влиятельны на рынке обслуживания физлиц, за исключением единичных игроков, сильных на карточном рынке.

Несмотря на очевидные причины, почему операции жителей Петербурга стали приносить местным банкам меньше дохода, сами банкиры объясняют снижение вынужденными изменениями в тарифной политике.

"Снижение связано с пересмотром тарификации, при этом сохраняется положительная динамика в отношении объемов бизнеса и количества операций. Источником дохода становятся иные услуги и продукты", - объясняет Екатерина Звонова, директор департамента управления клиентами массовых сегментов и транзакционного бизнеса банка "Санкт- Петербург".

Наиболее заметное снижение дохода по РКО физлиц произошло в банке "ПСКБ" (на 32%, до 5,2 млн рублей) и в банке "Александровский" (на 11 %, до 1,5 млн рублей).

На этом фоне аномальным выглядит увеличение доходов от РКО физлиц в Энергомашбанке (в 5 раз, до 33,4 млн рублей по итогам I квартала) и в банке "Оранжевый" - в 2,2 раза, до 6,5 млн рублей. На запрос "ДП" в банках не ответили.

"Получение комиссионных доходов от РКО было и остается интересным направлением для всех банков, поскольку на фоне снижения объемов кредитования этот вид дохода становится приоритетным, являясь при этом безрисковым, - объясняет Татьяна Савина, управляющая петербургским филиалом банка "УРАЛСИБ". - Общерыночное падение доходов от РКО физлиц вызвано тем, что банки перестают получать доход по этому направлению, так как из-за высокой конкуренции вынуждены снижать тарифы для привлечения и удержания клиентской базы". По ее словам, доходы от РКО физлиц в возглавляемом ею филиале выросли на 40%.

 

Государство помогло

Некоторые опрошенные "ДП" банкиры полагают, что на рост прибыли от РКО юрлиц и ИП повлияло повышение ставки НДС, которая увеличила конечный размер банковских комиссий. Также на рост дохода косвенно могло повлиять и ужесточение фискальной политики государства, которое привело к росту количества регистрируемых юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

По данным ФНС на 1 апреля 2019 года, число зарегистрированных ИП в Петербурге по сравнению с аналогичной датой прошлого года выросло на 10,2%, до 167,4 тыс. предпринимателей.

Местным банкам пока удается компенсировать недополученный доход от физлиц увеличением доходов от юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Но при дальнейшей экспансии иногородних игроков петербургским банкирам придется искать другие способы получения дохода. И начинать готовиться к новому витку борьбы, теперь за комиссии юрлиц, надо уже сейчас.

11,1 млрд рублей заработали в I квартале 2019 года петербургские банки на расчетно-кассовом обслуживании клиентов. Это на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.


КОММЕНТАРИИ

Влияние на желания

ИННА ЕМЕЛЬЯНОВА, директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт"

С одной стороны, доходы банков от РКО юрлиц растут вслед за количеством предприятий малого и среднего бизнеса. С другой стороны, это результат создания банковских экосистем, которые значительно расширяют количество сервисов в рамках услуг РКО.

Раньше у предпринимателя был стандартный набор операций: ведение счета, инкассация, снятие наличных. Сегодня к ним банки дополнительно предлагают помощь в документообороте, консалтинге, юридическом и бухгалтерском сопровождении, что и сказывается на росте доходов.

АННА ЕРМОЛАЕВА, заместитель директора банка "Восточный" по МСБ и региональному корпоративному бизнесу

Мы как федеральный банк не видим падения доходов от РКО, в том числе и в Петербурге. Наоборот, наши результаты I квартала 2019 года превзошли ожидания: размер комиссионного дохода увеличился в 3 раза по сравнению с годом ранее. Мы построили экосистему, полноценно закрывающую все потребности бизнеса. Особый акцент сделали на развитии транзакционного обслуживания и развитии интернет-банка.

Банк получает доход от того, что делает упор на предоставлении сервисов, востребованных клиентом. И наоборот: отсутствие у банка необходимых сервисов влияет на желание клиентов продолжать работать с таким банком, что и является причиной снижения комиссионного дохода.