Шрифт

А
А

Размер шрифта

А
А
А

Цвет сайта

А
А
А
А
А

Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
10 Сентября 2019

Вытеснит ли QR-код пластиковые карточки? Будет ли востребована в России оплата по QR-коду?

Источник: E-xecutive.ru

Как сообщает "Коммерсант", банк "Русский стандарт" и интернет-магазин Wildberries планируют объявить о запуске оплаты заказов в онлайн-ритейлере по QR-коду с помощью Системы быстрых платежей (СБП) Центрального банка.

Интересна ли ритейлу оплата по QR-коду? Каких инвестиций потребует эта технология в пересчете на один терминал? По каким ставкам ритейл будет работать с Системой быстрых платежей? В каких секторах торговли следует ожидать появления QR? На вопросы Executive.ru отвечают эксперты.

Популярность технологии будет зависеть от количества ТСП

Алексей Курзяков, начальник управления развития дистанционного банковского обслуживания, МКБ

У ритейла есть потребность принимать безналичные платежи, в связи с тем, что оборот наличных в России постоянно сокращается. Установка POS-терминала не всегда доступна, особенно для микробизнеса. Платежи по QR-коду же доступны для всех категорий ритейла: для их использования нужно только распечатать QR-код на листе бумаги.

Подобные платежи позволят заменить переводы по номеру телефона как способ оплаты за товары и услуги в малых торговых точках. Для крупного ритейла QR-коды могут быть интересны более низкими тарифами по сравнению с традиционным эквайрингом. Пока сложно оценить интерес покупателей к такому способу оплаты, так как популярность технологии будет зависеть от количества торгово-сервисных предприятий, готовых принимать данный способ оплаты.

Такие решения освобождают время посетителей

Ирина Цхадая, руководитель департамента маркетинга, Ingka Centres

QR-кодирование и использование любых способов автоматизации рутинных операций востребовано владельцами и арендаторами моллов - такие решения освобождают время посетителей для яркого потребительского опыта и впечатлений, а именно за этим люди приходят в торговые центры.

В магазинах "Мега" в Теплом Стане в Москве, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре мы запустили сервис "Шопинг налегке" с автоматизацией по QR-кодам. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно один раз завести аккаунт, привязанный к номеру мобильного телефона, и дальше просто сканировать QR-коды на чеках после покупок. Пакеты можно оставлять в магазинах - их принесут к нужному времени на пункт выдачи у выхода или парковки.

Наши опросы показывают, что удовлетворенность им превышает 90%, несмотря на необходимость авторизации и сканирований, растут другие важные метрики: среднее время посещения моллов увеличилось на 20 минут.

"Шопингом налегке" уже воспользовались более 4 тыс. человек. Использование QR-кодов требует времени и привыкания, поэтому технология пока рассчитана на новаторов и раннее большинство. Но есть все предпосылки для ее масштабирования. Бесконтактные платежи через мобильный телефон раньше тоже казались чем-то сложным и непонятным.

Магазинам нужно будет мотивировать своих клиентов

Денис Бурлаков, генеральный директор, RBK.money

Безусловно, ритейл заинтересован в платежных инструментах с более низкой ставкой, чем за эквайринг. Последние годы торговые ассоциации активно выступают с инициативами по снижению банковских комиссий за операции по картам. Система быстрых платежей, запущенная в феврале 2019, позиционирует себя как альтернативное средство "дорогим" транзакциям по картам. И заявленные ЦБ РФ 0,4% против 1,5% (средняя ставка за торговый эквайринг) делают технологию оплаты по QR-коду очень привлекательной для торгово-сервисных предприятий.

Чтобы начать прием платежей через QR-код, торговая точка должна быть клиентом банка-агента СБП. Пока не все еще кредитные организации подключились к системе, но по вышедшему на днях закону все системно-значимые банки обязаны подключиться к ней до 1 октября 2019 года.

Специальное оборудование по приему QR-платежей скорее всего не потребуется. Есть несколько вариантов по выводу QR-кода: кассовый аппарат, POS-терминал, мобильные устройства, дисплеи и пр. Торговая точка должна решить, что ей больше подходит. Стоимость доработки ПО магазина (взаимодействие с СБП по генерации QR-кода) несущественна. Если сравнивать, то оборудование для QR-кодов значительно дешевле, чем эквайринговое оборудование. Это хорошее решение для тех, у кого в принципе нет безналичного приема платежей.

Думаю, что первыми начнут внедрять технологию сегменты ритейла с лояльной клиентской базой, где скорость проведения платежа не так критична. Или те магазины, которым важно быть новаторами в своей области.

Для покупателя оплата по QR-коду потребует авторизации в мобильном банке. По сравнению с оплатой бесконтактной картой, это дольше и менее удобно. В этом случае торговым предприятиям нужно будет мотивировать своих клиентов. Например, Wildberries обещает повышенный кэшбек за такие транзакции. Помощи банков в этом направлении однозначно ждать не стоит - для них это менее выгодный канал, чем банковская карта. Некоторые из подключенных к СБП банков начали поднимать комиссию по р2р-платежам, проходящим через систему, что отразилось на снижении темпов роста оборота.

Это будет интересно и крупному, и мелкому ритейлу

Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор, CloudPayments

Оплата по QR-коду может стать популярной в ритейле. В первую очередь, это будет интересно крупному ритейлу из-за возможности снизить в 2-3 раза затраты на эквайринг. Система быстрых платежей предлагает сейчас ставку 0,4%. Ритейлеры не работают напрямую с СБП, а работают с банком-эквайером. Соответственно, крупный ритейл будет настаивать, чтобы банки предоставили им возможность приема платежей через СБП. Система быстрых платежей - еще один инструмент приема платежей, он в разы дешевле традиционного эквайринга, поэтому большой ритейл обязательно обратит на него внимание и захочет перевести максимум трафика из классического эквайринга в СБП.

В оплате по QR-коду будет заинтересован и мелкий ритейл, например, те, кто торгует на ярмарках выходного дня, различных выставках и маркетах. Чтобы принимать оплату банковскими картами, необходимо купить или арендовать онлайн-кассу, поставить ее на учет в налоговой, отдельно купить терминал и подписать договор на POS-эквайринг. Это очень затратно для микробизнеса. Поэтому для таких предпринимателей оплата по QR-коду станет легитимной альтернативой электронному переводу денег в точке продаж. Для QR-платежей, в отличие от бесконтактных платежей, не нужно дополнительного оборудования в виде POS-терминала.

Технология QR-платежей - дополнительное удобство для клиента. Это будет интересно покупателям, которые отдают предпочтение безналичной оплате. В любом случае, для популяризации оплаты с помощью QR крупному ритейлу, скорее всего, придется продумать маркетинговые акции. Необходимо будет покупателям дать какие-то "плюшки" за то, что они платят именно так, ведь они могут расплачиваться безналично несколькими способами - от банковской карты до смартфона или часов. А вот в случае с мелким ритейлом, где часто оплата - только наличные или перевод на карту, покупателям станет объективно комфортнее. Оплата по QR поможет оплатить покупку картой, без комиссии за перевод из другого банка, а также позволит оплачивать покупки и кредитной картой.

QR-код - это еще одно интерфейсное удобство для пользователей

Юрий Гугнин, основатель, "Карма"

Надеюсь, что в России как можно скорее внедрят аналог американского ACH (Automated Clearing House), который позволит проводить моментальные почти бесплатные межбанковские платежи в ручном и автоматическом режиме. Система быстрых платежей от ЦБ РФ - один из первых и важных шагов в этом направлении.

В чем главные преимущества ACH-подхода:

Нет дорогого контрагента в виде Visa, MasterCard, UnionPay или МИР, который забирает от 2% до 5% от суммы платежа. В итоге стоимость платежа будет микроскопической.

Платежи проходят намного быстрее, чем обычный межбанк. Хотя, стоит отметить, что между многими российскими банками платежи уже проходят в течение часа.

Дополнительная возможность оплаты по QR-коду - это еще одно интерфейсное удобство для пользователей, которым миллиарды людей уже давно пользуются в Азии.

С электронными деньгами покупателю расставаться гораздо легче, чем с наличными

Александр Русинчук, Digital Director, SA Digital (SA Media)

Технология оплаты посредством QR-кода стала привычной в Азии, в частности в Китае. Почти в любом месте можно расплатиться по QR-коду, и население этим охотно пользуется.

Такая оплата влияет на психологическую составляющую покупки. С электронными деньгами покупателю расставаться гораздо легче, чем с наличными. Ранее эта задача уже была решена с помощью пластиковых карт, Google Pay, Apple Pay... Кроме того, упрощается процедура покупки. Совершить транзакцию за пару простых действий - всегда удобно. И в этом есть игровой элемент, что также оказывает положительное влияние на принятие решения о покупке.

Технология в нашей стране может найти широкое применение во всех сферах, где решение о покупке может приниматься моментально, без особых раздумий, а это и FMCG-сегмент, и HoReCa, и интернет-магазины.

Развитие данных технологий будет напрямую зависеть от крупнейших компаний, лидеров своих сегментов торговли. При должном информировании покупателей, дополнительной мотивации в виде бонусов (в первое время) и геймификации пользователи легко разберутся и привыкнут к удобствам этого нововведения.

С точки зрения продавцов одни плюсы

Илья Соломатов, директор департамента проектов, "Аптеки Вита"

Несомненно, технология будет востребована. На текущий момент количество смартфонов на руках населения легко можно отследить по мобильному трафику. А он давно перевалил за 60%. То есть, оплата через QR-коды потенциально возможна со стороны большинства населения. Вопрос доступности услуги очевиден. Соответственно, вопрос внедрения упирается только в востребованность данного решения.

С точки зрения продавцов одни плюсы. Не нужно дополнительное оборудование. Нет нужды арендовать или покупать банковский терминал, а это достаточно дорого. И самое главное - комиссия в разы ниже, чем при оплате банковскими картами.

Для покупателей оплата через коды, при грамотной реализации программного продукта, принципиально не отличается от оплаты при помощи NFC-чипа.

Я считаю, что продавцы приложат все усилия, чтобы перевести оплату с банковских карт на QR-коды. А если их еще поддержат популярные мобильные платежные системы вроде Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay, то однозначно проект состоится.