Шрифт

А
А

Размер шрифта

А
А
А

Цвет сайта

А
А
А
А
А

Пресс-центр

Управление по связям с общественностью Банка Русский Стандарт
105187, Москва, ул. Ткацкая, д. 36
pr@rsb.ru
1 Августа 2019

СБП стартовала наполовину

Источник: Коммерсантъ

Принимать платежи юрлицам банки могут, а отправлять их - нет

С 1 августа российские банки, подключенные к системе быстрых платежей, должны начать в массовом порядке тестовые переводы платежей по QR-коду. При этом банк "Русский стандарт" подключил первого клиента, который теоретически может принимать платежи по новой технологии. Однако в реальности такая операция будет недоступна еще какое-то время, поскольку банков, сертифицированных на отправку денег по QR-коду, в России пока нет.

До 31 июля банки - участники СБП должны были выбрать несколько клиентов-юрлиц, на которых будут испытывать пилотный проект по приему платежей с помощью QR-кода. О такой необходимости говорилось в письме, которое банки получили в мае. В течение августа они должны будут провести пилотные проекты по внедрению новой системы платежей. Директор по развитию инновационных сервисов Национальной системы платежных карт Дмитрий Колесников отметил, что "в России клиенты банков - участников СБП смогут проводить такую оплату быстро и безопасно непосредственно из мобильного приложения своего банка".

Банк "Русский стандарт" еще 6 июня на Петербургском международном экономическом форуме показал на кофейном автомате, как будут проходить такие операции. "Появление нового сервиса c2b-переводов по QR-коду через СБП значительно снизит издержки для торгово-сервисных предприятий и является еще одним каналом безналичных расчетов наряду с картами", - уверена директор департамента эквайринга банка "Русский стандарт" Инна Емельянова. При этом для первого клиента банк выбрал платежи с использованием статического QR-кода.

Использование статического QR-кода - наиболее простое решение. Код представляет собой реквизиты счета заведения, и его достаточно просто распечатать и повесить на стену. Для оплаты клиенту надо его от сканировать смартфоном и вписать сумму платежа. Альтернативный вариант - динамический QR-код, который каждый раз формируется заново и содержит не только реквизиты продавца, но и сумму платежа. Этот вариант требует заметно больше усилий для внедрения, и компании, подключенные с использованием такого QR-кода, скорее всего, появятся ближе к концу августа. По словам руководителя департамента эквайринга ВТБ Алексея Киричека, в настоящее время банк уже подключился к тестовой среде НСПК, а "для участия выбрана крупная федеральная сеть". При этом "пилот" будет проводиться с использованием динамического QR-кода. По мнению господина Киричека, этот вариант будет "наиболее удобен и востребован торгово-сервисными предприятиями". В банке "Открытие" для пилотного проекта выбрали "небольшие точки продаж в Москве с неширокой номенклатурой товаров", рассказал директор департамента эквайринга банка Александр Дынин. По его словам, одновременно тестируются "и статический, и динамический QR-коды". Промсвязьбанк также будет проводить "пилот" на небольших клиентах - ТСП и ресторанах быстрого питания. ""Пилоты" проводятся последовательно, сначала статический QR, далее - динамический", - говорит заместитель директора департамента электронного бизнеса СМБ ПСБ Никита Хомутов. В ПСБ отмечают, что прошли "сертификационное тестирование как по отправке денег по СБП, так и на получение их ТСП".

Парадокс ситуации с первым клиентом заключается в том, что банк "Русский стандарт" получил сертификат на прием платежей, а сертификата на отправку платежей у него нет, как, впрочем, и у остальных. Источник на банковском рынке, знакомый с ситуацией, сообщил "Ъ", что для того, чтобы не возникло дисбаланса на рынке, Банку России имело бы смысл потребовать от участников СБП получать сразу два сертификата - на отправление и на получение платежей по QR-коду. Ведь банки прежде всего заинтересованы в получении платежей. И эта проблема уже проявилась в СБП при переводах между физлицами.

Но это не единственная проблема. По мнению Александра Дынина, банкам предстоит решить задачу онлайн-интеграции АБС (автоматизированная банковская система) с ядром системы, отвечающей за связь с СБП. "Пожалуй, самое сложное и дорогостоящее - это реализация динамического QR-кода на устройствах типа кассы и POS-терминале", - считает начальник отдела развития цифровых платежных сервисов ПСБ Ольга Алексюк. А Алексей Киричек назвал главными задачами реализацию "удобного, эргономичного интерфейса формирования и отображения QR-кода на стороне предприятия, а также максимально производительной роллаут-технологии на десятки и сотни тысяч юрлиц". В ЦБ не ответили на запрос "Ъ".