Александр Самохвалов

ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ,
КОТОРЫХ ЕЩЕ НЕ БЫЛО


Банк Русский Стандарт третий год подряд показывает успешный финансовый результат. Специально для «Банка в журнале» интервью дал председатель правления Александр Самохвалов, который поделился рецептом успеха и рассказал о планах на будущее.

Вы раскрыли МСФО за 2019 год, где третий год подряд показали прибыль. Поделитесь основным секретом успеха?

Да, действительно, по итогам 2019 года у Банка Русский Стандарт выросла прибыль по МСФО, составив 8,7 млрд q. Третий год подряд банк демонстрирует рост прибыли (8,5 млрд q — за 2018 год, 2,4 млрд q — за 2017 год).

И это не просто успех, точно не случайность, а кропотливый ежедневный труд всей команды банка. Несколько лет назад мы выбрали свое кредо: «Низкие риски — низкие ставки». Теперь финансовые результаты банка подтверждают надежность, эффективность и устойчивость такой бизнес-модели.

Как планируете использовать заработанную прибыль?

Мы традиционно не выплачиваем дивиденды, поэтому всю прибыль направим на развитие банка.

Розничный кредитный портфель растет, на какие продукты вы планируете сделать ставку в 2020 году?

Банк наращивает кредитный портфель планомерно, мы не ждали взрывного роста в 2019 году. Портфель кредитов физлицам Банка Русский Стандарт увеличился на 10,9 млрд q (14%) по сравнению с 31 декабря 2018 года.

Наша стратегия в розничном кредитовании сохраняется: мы в первую очередь заботимся о качестве кредитного портфеля, поэтому и в 2020 году сохраним свой консервативный подход. И, конечно, этот принцип особенно актуален в текущей ситуации, когда на первый план выходит аккуратный подход к оценке заемщиков.

Я понимаю, что долгий период ограничений для людей сменится отложенным спросом и ростом потребления. Ведь все соскучились по покупкам, по походам в кино, по обычной привычной жизни. И мы, как банк, в этой ситуации планируем сохранять ответственный и продуманный подход в кредитовании, не меняя свою стратегию.

Из отчетности видно, что у вас сокращается кредитование связанных сторон. Чем это было обусловлено, и какой стратегии вы будете придерживаться в будущем?

В этом направлении кредитования некоторое время назад мы изменили стратегию — мы сокращаем риски на связанные стороны уже много отчетных периодов подряд. И будем придерживаться такой тактики в дальнейшем. Несмотря на то, что все кредиты, выданные связанным компаниям, у нас обслуживаются, приносят процентный доход и гасятся (или в срок, или досрочно) — мы, в первую очередь, фокусируемся на розничном кредитовании.

Некоторые крупные бренды предложили сотрудникам сохранить удаленный режим работы до конца года. Какая позиция у Банка Русский Стандарт?

Скажу, что есть крупные бренды, которые уже вывели сотрудников в офис. Банк Русский Стандарт придерживается сбалансированного подхода. Мы постепенно входили в режим ограничений и перевода сотрудников на удаленную работу. Думаю, что так же поэтапно будем и возвращаться. При этом мы будем применять все меры предосторожности: социальное дистанцирование, дезинфекции и другие меры, рекомендованные Роспотребнадзором и прочими инстанциями.

Я понимаю, что многие сотрудники хотят вернуться в офис, и я бы не хотел их излишне ограничивать, поскольку живое общение для целого ряда функций очень важно. А есть и те, кому удобнее работать в удаленном режиме, таким работникам мы предложим варианты, которые будут максимально эффективны для всех.

Какого-то единого решения, я думаю, принимать не стоит.

Как лично вы пережили период изоляции?

Все это время я работал в офисе банка, кроме самого первого этапа (середина марта), когда был вынужден быть на самоизоляции в силу требований законодательства. Конечно, приходить в офис, где работают всего 10% от обычного количества сотрудников, надо сказать, очень непривычно. Всегда такие людные этажи на ул. Ткацкой опустели, с коллегами мы всю весну виделись на видеоконференциях, а на стоянке банка было всего несколько машин... Да, наверное, это время мы еще долго будем вспоминать и, уверен, вынесем уроки. Но, конечно, самое главное — это здоровье и забота о безопасности сотрудников.

Как изменилось поведение клиентов в условиях пандемии? Действительно ли все перешло в онлайн?

Динамичный переход клиентов Банка Русский Стандарт в цифровые каналы обслуживания наблюдается уже несколько последних лет, причем по всей стране. Очевидно, что текущая ситуация его ускорила.

Если сравнивать с прошлым годом, то количество активных клиентов в интернет- и мобильном банках за три месяца весны стало больше на 16%. Рост общей суммы операций клиентов в онлайн-каналах обслуживания составил 20% за весну 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а общее количество транзакционных операций выросло на 33% за тот же срок.

В современных условиях интерес клиентов к Системе быстрых платежей растет очень активно. По нашим данным, в апреле 2020 года относительно марта общая сумма покупок с помощью СБП выросла почти в 10 раз.

Яркий тренд на финансовом рынке — симбиоз традиционных и цифровых каналов. Несмотря на все преимущества интернет-каналов общения, пока рано говорить о полном переходе только на онлайн-обслуживание для банковского сектора России, особенно для классических банков с большим количеством региональных клиентов. Конечно, цифровизация меняет предпочтения, но при этом люди не перестанут звонить в банк и ходить в офисы.

Как вы были вынуждены адаптироваться к условиям пандемии?

Помимо сотрудников банка мы, конечно, думали о клиентах. Понимая, что безопаснее всего оставаться дома, Банк Русский Стандарт запустил специальные сервисы и услуги, которые актуальны в такое время.

Приведу только некоторые примеры. Мы сделали специальный сервис для вкладчиков: теперь дистанционно можно открыть вклад в банке (без визита в отделение). В кредитовании мы также представили новый продукт — потребительский кредит с льготным периодом погашения. И, конечно, максимально оперативно Банк Русский Стандарт усовершенствовал мобильное приложение RSB Mobile, добавив в него полезную функцию — выдачу потребительского кредита онлайн.

Кроме того, в новой версии мобильного приложения Банка Русский Стандарт мы сделали сервис «Перевыпуск карты». Причем весной этого года Банк Русский Стандарт расширил количество городов России, в которых клиенты могут получить кредитную или дебетовую карту с доставкой курьером. Как показала статистика банка, востребованность подобного сервиса на фоне режима изоляции стабильно растет.

Не оставили без внимания этот период и наши партнеры. Компания «Русский Стандарт Страхование» запустила в отделениях Банка Русский Стандарт продажи программы страхования от несчастных случаев и инфекционных заболеваний «Первая помощь. Антивирус». Она покрывает риски, связанные с наступлением несчастного случая и с заболеванием, вызванным новой коронавирусной инфекцией.

А для юридических лиц были какие-то актуальные предложения в связи со сложившейся ситуацией?

Клиентам, юридическим лицам, Банк Русский Стандарт предложил отсрочить оплату сервисных услуг, если у компании нет оборотов по эквайрингу. Таким образом, комиссия за сервисное обслуживание пакетов услуг до возобновления бизнеса взыматься не будет. Мы подчеркнули, что подобные меры послабления не будут зависеть от причин, по которым у компании временно прекратились обороты по эквайрингу.

Одним из актуальных сервисов стал Link in app — это простой способ организовать прием оплаты банковскими картами без касания пластиковой карты и терминала (нужны только ее данные) и без необходимости физической встречи продавца и покупателя. Банк Русский Стандарт предоставил клиентам по эквайрингу возможность в любой день и без посещения офиса подключить мобильное приложение Link in app для быстрого и бесконтактного приема карт онлайн.

Готовите ли вы новые прорывные для рынка внедрения в текущем году?

Скажу, что прошедший 2019 год стал ярким в ключевых направлениях работы Банка Русский Стандарт: бизнес- победы, которые отмечены ростом портфеля, внедрение инноваций, которые меняют рынок финансовых технологий.

И я уверен, что и 2020 год станет таким же запоминающимся. Ведь мы подготовили много технологических новинок в области эквайринга и таких финансовых решений, которых еще не было на российском рынке в области переводов и карточных платежей.