АЛЕКСЕЙ КОРТНЕВ

Я ПРЕДПОЧИТАЮ СЛОВА МУЗЫКЕ

Для солиста и бессменного лидера коллектива «Несчастный случай» Алексея Кортнева, кажется, любое время оказывается удачным. Как ему удается реализовывать свой потенциал многократно талантливого человека, несмотря на происходящие вокруг социальные, политические и экономические перемены? Может быть, секрет в том, чтобы заниматься исключительно тем, от чего в душе растут и драйв, и любовь?

Первые свои песни Алексей Кортнев сочиняет в 7 классе английской спецшколы.

На первом же курсе МГУ на прослушивании в музыкальной студии Студенческого театра МГУ Кортнев знакомится с Валдисом Пельшем. Через два месяца они впервые вместе выходят на сцену как «Дуэт „Несчастный случай“». Состав группы постепенно растет.

В 1990 году Кортнев уже является соавтором популярной телепередачи «Оба-на!».

Кстати, немногие знают, что Алексей — один из лучших отечественных рекламщиков. Долгое время именно он успешно работал над рекламными кампаниями брендов «Pepsi», «Wrigley», «M&M’s», «Moccona» и других.

Хорошо владея английским, Алексей переводит тексты известных зарубежных мюзиклов, среди них такие хиты, как «Кошки», «Иствикские ведьмы», «Красавица и чудовище», «Mamma Mia!», а в легендарном российском мюзикле «Норд-Ост» Алексей Кортнев исполняет роль Ромашова.

Велики заслуги Алексея Кортнева и в области российских чартов — именно ему принадлежит идея создания хит-парада «Золотой граммофон» на «Русском радио». Некоторое время Кортнев является также и ведущим «Золотого граммофона» на телеканале НТВ.

В 1992 году впервые снимается в кино. С тех пор фильмография Алексея Кортнева насчитывает почти 30 картин.

Алексей, на сайте группы «Несчастный случай» на страничке о Вас написано от Вашего имени: «Музыку недолюбливаю». Признайтесь, ведь это просто кокетство и даже в какой-то мере эпатаж?

Нет, это не эпатаж и не кокетство, я действительно не очень люблю музыку. То есть я люблю ее, но не слушаю каждый день. Большинство музыкантов вообще растворены в музыке, они не представляют себя без ежедневного прослушивания каких-то музыкальных треков. Я предпочитаю все-таки слова музыке. Я больше читаю, чем слушаю.

Вы нередко признаетесь, что не являетесь профессиональным актером или музыкантом, равно как и другие участники группы «Несчастный случай». Расскажите, как это — просто взять и талантливо воплотить в жизнь идею, не имея при этом никаких предпосылок и фундамента?

Наверное, какие-то предпосылки все-таки у меня есть, раз мы воплощаем эту идею в жизнь. Нет профессионального образования у меня, это правда. Но Вы совершенно ошибочно утверждаете, что мои товарищи также не являются профессиональными музыкантами. У нас из шести человек в группе трое имеют высшее музыкальное образование, один из них — окончил консерваторию, причем, по двум отделениям сразу: дирижерскому и композиторскому. Поэтому мои коллеги мне очень сильно помогают. Наверное, с их помощью и удается воплощать идею.

СМИ пишут о Вас: «Он делает то, что хочет». Насколько это верно? И есть ли что-то еще, что очень хочется делать, но пока по каким-то причинам «не доходят руки»?

Я хочу продолжать писать. Я думаю, что, в конце концов, приду к тому, чтобы писать пьесы для театра и сценарии для кино. Я не могу сказать, что у меня до этого пока не доходят руки, я пока этому учусь. Например, с моим товарищем и коллегой Сережей Чекрыжовым мы закончили рок-оперу для Башкирского национального театра. Это очень интересно, такая школа написания либретто, я очень рад этой работе.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой рок-опере. О чем она?

Это рок-опера по мотивам башкирского народного эпоса, который называется «Акбузат». Акбузат — это такой крылатый конь, Пегас в некотором смысле, предводитель вообще всех коней. Художником там выступает Павел Каплевич, хореографом-постановщиком — Альберт Альбертс, с которым мы в свое время работали вместе еще над постановкой «Конька-Горбунка» в МХТ.

Работалось ужасно интересно, очень продуктивно. Мне это очень нравится, потому что удалось собрать совершенно чудную команду, которая работает над этим спектаклем.

Алексей, Вы из семьи математиков. Это как-то сказывается на Вашей обычной жизни? Дружите с цифрами, интересуетесь финансами, например?

С цифрами я дружу, очень быстро считаю в уме, как правило, не ошибаюсь при каких-то вычислениях. Этим активно пользуется моя жена, которая просит меня подсчитать то или другое. Финансами не интересуюсь совершенно, это сфера интересов от меня очень далекая. Конечно, я считаю деньги, когда за что-то плачу или что-то получаю, но никогда не заглядываю далеко вперед и не пытаюсь спланировать доходы.

Вы сами учились на мехмате МГУ. Почему Вы решили дальше не заниматься этим делом?

Потому что я увлекся театром и рок-н-роллом, и в какой-то момент интерес к студенческому театру существенно перевесил интерес к математике. Хотя я по-прежнему с огромным пиететом отношусь к точным наукам и к ученым, которые работают в этой области. Но для меня театр и музыка стали гораздо важнее.

Как думаете, кем бы Вы могли стать, если бы не были музыкантом?

Я думаю, что мог бы быть неплохим работником в сфере науки. Вряд ли математиком-теоретиком, но каким-то прикладником, программистом — вполне возможно. Уверен, что на этом поприще я бы тоже чего-то добился.

Уже много лет Вы сотрудничаете с театральным коллективом «Квартет И». В результате этого союза появились спектакли, а затем и фильмы «День радио» и «День выборов» (теперь уже в двух частях), позднее Вы также принимали участие в съемках фильмов «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». Как складываются ваши отношения? Как продолжается ваше сотрудничество?

Два года назад мы сделали еще один новый спектакль (для нас пока он все еще «новый»), который называется «Письма и песни мужчин среднего возраста». Это в чем-то такое продолжение темы «Разговоров мужчин среднего возраста». В фильме «День выборов-2» я тоже принимаю активное участие.

Я снова играю атамана Парамонова, там опять звучит музыка «Несчастного случая» (правда, написанная еще к первой серии).

Фильмы с «Квартетом И» — далеко не единственный Ваш опыт подобных съемок. Насколько Вы ощущаете себя актером кино? Какую бы рецензию Вы написали на Алексея Кортнева-актера, будь Вы кинокритиком?

Я не могу сказать, что добился каких-то выдающихся успехов в кино. Я достаточно органичный артист, я умею быть достоверным на экране, но сыграть что-то масштабное, невероятное, условно говоря, Гамлета или короля Лира, думаю, не смог бы. У меня совершенно иная фактура, иная органика. Мне хорошо удаются образы современников.

Какова была Ваша реакция, когда Вас впервые пригласили сыграть роль в художественном фильме? Изменилось ли Ваше отношение к участию в киносъемках с приобретением опыта?

Конечно, это был восторг, это было счастье! Я не мог поверить в свою удачу, когда меня пригласил и затем утвердил Иван Владимирович Дыховичный на роль в фильме «Прорва». Я помню, что просто с ума сходил от волнения, от радости. Я думал, что моя жизнь теперь изменится коренным образом. Не могу сказать, что она после этого сильно изменилась, но это было очень интересно. Сейчас восторг, прямо скажем, поутих. Я отношусь к приглашениям на киносъемки совершенно спокойно.

Ваше творчество — будь то музыка, спектакли, кино — всегда словно немного камерное, живое, «для своих». Как думаете, каким будет наше музыкальное будущее? Смогут ли роботы и электронная музыка заменить со временем душевных парней, играющих на гитарах?

Конечно нет. Я думаю, что в этом вопросе тоже содержится больше кокетства, чем, собственно, вопроса. Понятно, что сейчас уже огромное количество электронной музыки, роботов, как вы их называете, на сцене. Но это совершенно разные жанры. И чем дольше существует человечество, тем разнообразнее его вкусы, тем вообще больше людей на планете Земля становится. Поэтому и для роботов, и для парней, играющих на гитарах, найдется место в нашем будущем. Я в этом абсолютно уверен.

Насколько Вы «технологичный человек»? К примеру, какие приложения установлены на Ваш смартфон или планшет? Пользуетесь ли Вы мобильным и онлайн-банком, электронными кошельками, финансовыми приложениями для гаджетов и прочими новыми технологиями в сфере финансов?

Наверное, я не технологичный человек. Я не очень это все люблю. Мобильным и онлайн-банком я пользуюсь, довольно многие вещи оплачиваю именно так. Это касается коммунальных платежей, всяких телевизоров, интернетов и так далее. Мне кажется, что сейчас трудно найти человека в нашем мегаполисе, который бы этим не пользовался. Также заказываю всяческие билеты, бронирую проживание, арендую автомобили через мобильные приложения, но это то, что совсем элементарно, что находится на поверхности.

Как Вы ведете личный и семейный бюджет? Думаете ли Вы об инвестициях в будущее? Кто в Вашей семье преимущественно занимается учетом доходов и расходов?

Никто не занимается абсолютно, мы зарабатываем денег больше, чем тратим. Если нам не хватает, то занимаем, потом отдаем. Об инвестициях думаем. Мы вложились в несколько бизнесов в Москве и за рубежом. Пока они, правда, денег не приносят, но, надеюсь, что принесут.

У Вас четверо сыновей и одна маленькая дочка. Как Вы их воспитываете? Как думаете, чему в первую очередь нужно научить детей?

Я думаю, что детей надо в первую очередь учить своим примером. Брать пример со своих родителей, жить достойно и честно и так, чтобы это видели твои детишки, тогда они тоже вырастут достойными людьми. А уж если вообще учить детей... В первую очередь, надо учить детей добру. Это обучение начинается с первых дней появления на свет. Когда ты берешь ребеночка в руки, когда ты его целуешь, гладишь, он приобретает первые навыки добра и любви. И это и есть, наверное, самое главное обучение.

Алексей, Вы — коренной москвич, а Ваша песня, посвященная столице, получилась невероятно трогательной, душевной. Думаем, спрашивать об отношении к городу излишне. Но какие места в Москве Вам особенно приятны?

Я родился и вырос на Воробьевых горах, поэтому, конечно, район Университета и Цирка на Вернадского, собственно Воробьевых гор, Лужнецкой набережной напротив — это для меня «мои пенаты», куда я возвращаюсь всегда. Воробьевское шоссе — ныне улица Косыгина, гостиница «Орленок» — ныне гостиница «Корстон», Дворец пионеров — ныне Дворец молодежи — это все для меня родные-родные места, в которых мне лучше всего.

И традиционный вопрос напоследок: что бы Вы порекомендовали нашим читателям, чтобы сохранять баланс в отношениях с собой, близкими и коллегами?

Надо понимать, что есть много людей, которые хороши в чем-то. Например, «хороший музыкант», «хороший сотрудник». Но дружим мы с ними не поэтому, мы чаще делим окружающих по принципу «свой» или «не свой». Ведь у каждого хорошего человека своя цель в жизни, которая может расходиться с твоей. Понять, кто для тебя действительно важен, помогают разговоры. Поэтому главное — развивать в себе умение и желание слушать и стараться понимать других людей.