СЕКТОР РОСТА

Реалии интернет-эквайринга




Рынок интернет- и мобильного эквайринга сегодня один из самых перспективных, быстроразвивающихся и постоянно совершенствующихся. Об инновациях, меняющих бизнес, и других факторах, влияющих на его развитие, рассказывает директор департамента эквайринга Банка Русский Стандарт Инна Емельянова.

Как события первого полугодия 2020 года отразились на интернет-эквайринге?

Мы изучили, как покупательская активность в интернете изменилась с января по июнь: общее количество онлайн-покупок и обороты в интернет-эквайринговой сети банка выросли в разы.

Первые 6 месяцев текущего года, на которые выпал режим изоляции, показали, что классические покупки в магазинах россияне с легкостью заменили онлайн-шопингом. Анализ операций по картам всех банков в интернет-эквайринговой сети Банка Русский Стандарт продемонстрировал, что их количество по сравнению с тем же периодом 2019 года увеличилось в 3 раза, а общий оборот — в 2,3 раза. При этом россияне оказались в этом полугодии более аккуратны в вопросах трат — общий средний чек онлайн-покупок снизился на 22% и составил 1673.

Одна из главных тенденций последних лет — стабильно растущее проникновение e-commerce, который планомерно забирает позиции у классического торгового эквайринга. Первое полугодие 2020 года не стало исключением, более того, оно показало буквально взрывной интерес к онлайну. По данным статистики, за первое полугодие 2020 доля интернет-эквайринга в общем эквайринге составила 67%. Тогда как в аналогичном периоде 2019 года — всего лишь 32%.

Какие же покупки чаще всего совершают онлайн?

Согласно статистике, в гонке по количеству оплат в интернете лидируют финансовые сервисы, магазины одежды и супермаркеты. Примечательно, что в рейтинге аналогичного периода 2019 года первое и третье места были заняты теми же категориями, а вот на втором месте располагались услуги такси.

 

События минувшего полугодия, когда большинство россиян сводили к минимуму посещение общественных мест и передвижение в транспорте, снизило востребованность такси. Со снятием же режима ограничений популярность их услуг постепенно возвращается к прежним показателям.

Кстати, по статистике эквайринга банка можно проследить, как на фоне позитивных новостей, поднимаются и общие финансовые настроения у населения, а вместе с ними растут и средние чеки в секторе e-commerce. Например, к концу обозреваемого периода, в июне 2020 года, после снятия ограничений, средний чек одной онлайн-покупки вырос на 8% относительно апреля и 13% относительно мая и составил 1 755 ₽, вернувшись к показателям января 2020 года.

Какие еще факторы влияют на развитие интернет-эквайринга?

Стоит отметить, что всегда есть факторы, которые положительно влияют на развитие e-commerce. В 2018–2019 годах бурный рост онлайн-платежей в e-commerce был связан, в том числе, с подключением компаний из сегмента малого и среднего бизнеса после принятия 54-ФЗ к интернет- и мобильному эквайрингу. Онлайн-магазинам теперь требуется дополнительное оборудование, так как в соответствии с законом у них появилось обязательство по отправке клиенту фискальных чеков для подтверждения операции.

Технику можно приобрести, либо взять в аренду. Банк Русский Стандарт, например, подготовил для своих клиентов комплексное предложение по эквайрингу и аренде или приобретению оборудования онлайн, без посещения офиса, что особенно популярно в e-commerce. Стоимость интернет-эквайринга в целом по рынку несколько выше, чем для офлайн-магазинов, поскольку осуществление подобных операций банкам обходится дороже.

Как меняется картина на рынке с ростом популярности онлайн-платежей в e-commerce?

Благодаря новому сегменту клиентов из малого и среднего бизнеса и внедрению для них новых удобных технологий в Банке Русский Стандарт отмечают увеличение числа оплат в интернет- и мобильном эквайринге. Многие ритейлеры, представленные в оффлайне, дублируют каталоги на онлайн-сайты, появляются новые игроки, а текущие увеличивают свою клиентскую базу, поэтому рынок e-commerce постоянно развивается. Наметился тренд по реализации товаров и услуг премиум-класса в интернете. Крупные люкс-бренды постепенно переходят в сеть. Кроме того, стабильно высоким остается число операций в сегментах travel-услуг, ресторанах, такси и других сервисах. Если смотреть по сегментам, то сильнее всего конкуренция ощущается среди розничных магазинов, то есть там, где больше всего игроков.

В последние годы все чаще говорят о росте мобильного эквайринга? Так ли он выгоден для малого и среднего бизнеса?

Да, сегодня в борьбу за клиента вступил и мобильный эквайринг. Именно такие решения максимально выгодны и удобны как для малого и среднего бизнеса, так и торговых представителей ритейлеров.

На рынке появилось новое оборудование mCassa — это мобильная POS-система, созданная на базе Android, которая работает по принципу «Всё в одном». Система mCassa обеспечивает прием платежей в торговой точке или у курьера, включая в себя весь необходимый функционал для проведения наличных и безналичных операций. Программное обеспечение мобильной POS-системы даёт возможность создавать каталог товаров и услуг и формировать товарную корзину покупателя. Клиентам торговой точки, участвующим в программе лояльности, система позволяет предоставлять скидки и привилегии. Также можно подключить любые дополнительные опции, необходимые для продажи товаров и услуг.

Какие еще инновационные решения для бизнеса особенно актуальны?

Банк Русский Стандарт создал мобильное приложение Link in app для быстрого приема онлайн-платежей по банковским картам. Приложение Link in app позволяет компаниям дистанционно и моментально выставлять счета на оплату товаров, сервисов или услуг на электронную почту и мобильный телефон клиента. Новым сервисом можно пользоваться без дополнительного оборудования, достаточно только смартфона.

Подводя итоги, можно сказать, что стремительная цифровизация и переход в онлайн — это тенденция не только в эквайринге, но во многих отраслях экономики. Влияние на это оказывают два ключевых тренда. Во-первых, техника и технологии становятся все более умными, многофункциональными, быстрыми, безопасными и удобными. Во-вторых, новое поколение Z все быстрее начинает вливаться в число миллениалов, становясь драйвером диджитализации.