КАРТА ПО ВКУСУ

Ассортимент безналичной оплаты




Каждый человек — личность с собственными интересами и пожеланиями. И держатели банковских карт не исключение. Что влияет на выбор карты тем или иным клиентом и почему семимильными шагами увеличивается количество оплат картами, читайте в «Банке в журнале».

Проникновение банковских карт в России поступательно растет. И если, раньше пластиковые карты воспринимались в основном как ключ для получения наличных, то теперь тенденция изменилась — карты стали полноценным платежным инструментом, практически вытеснившим бумажные деньги. Рост их популярности обусловлен как развитием инфраструктуры, так и появлением в линейках банков все большего вида карт, отвечающего всевозможным запросам клиентов.

ПЛАТЕЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Было время, когда большинство сетей фастфуда в России не принимали к оплате карты, полагая, что небольшая сумма на кофе и бургер у человека всегда найдется. Но сейчас уже почти все рестораны быстрого питания поняли, что клиентам удобнее платить картой, и постепенно переходят на безналичный расчет. Теперь платежи по картам преобладают в обороте. Сегодня сложно найти ресторан фастфуда, где нет возможности расплатиться картой.

Совсем недавно не было и возможности оплачивать общественный транспорт пластиковой картой. Казалось, что мелочь на маршрутку, метро или автобус есть у каждого. Сейчас ситуация меняется: в той же Москве уже можно оплатить картой проезд в большинстве видов транспорта, причем не только на кассе, но и непосредственно на турникете.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Драйвером роста безналичных карточных платежей также стал рост популярности этого инструмента у самих покупателей, осознающих удобство использования «пластика», особенно с учетом бонусных программ банков. Чтобы повысить привлекательность пользования картой, банки разработали ряд инструментов: начисление процентов на остаток по счету, cashback за покупки, кобренды с возможностью накопления бонусов или миль.

В итоге мы видим, что россияне более активно пользуются картами, на это указывает уменьшение среднего чека и увеличение количества операций по картам.

КОМУ ЧТО

Но при этом факторы, влияющие на выбор карты, у клиентов из разных сегментов сильно отличаются. Банк Русский Стандарт проанализировал категории Subprime, Mass, Middle и Premium с точки зрения предпочтений пользователей банковских карт. Банки по-разному подходят к определению этих сегментов, но чаще всего под Subprime понимаются клиенты с уровнем ежемесячного дохода до 20 000 рублей, Mass — до 50 000 рублей, Middle — до 250 000 рублей, Premium — свыше 250 000 рублей.

По данным Банка Русский Стандарт на первом месте для клиентов с невысоким или нестабильным доходом стоят простота продукта и возможность снятия наличных в банкоматах. Однако, в последнее время и у данной категории меняется модель поведения.

Для клиентов массового сегмента при выборе банковской карты главную роль играют тарифы: льготный период и рассрочка. Первый может доходить до 100 дней, например по карте Platinum 100, второй — 24 месяцев по карте Platinum Банка Русский Стандарт. А если клиент выбирает дебетовую карту, то ему важен высокий процент, который начисляется на остаток на счете самой карты или на специальном накопительном счете, как по карте «Банк в кармане». Такая категория клиентов проявляет интерес к программам лояльности, которые банк предлагает вместе с картой. Банки, видя этот интерес со стороны клиентов, год от года увеличивают инвестиции в эту сферу, стараясь «перещеголять» конкурентов.

Представители среднего класса при выборе банковской карты значимым критерием считают не столько тарифы, сколько выгоду от программы лояльности — размер cashback, величину скидок по картам и тому подобное. Они уже в большей степени, чем предыдущая категория клиентов, хотят заработать, а не только сэкономить.

Рассматривая предпочтения обеспеченных клиентов, можно сказать, что здесь монетарные аспекты банковской карты по частоте уступают запросам на специальные возможности, которые открываются перед держателем такого «пластика». В первую очередь клиентов премиального сегмента интересует особые привилегии, подчеркивающие их статус, и предоставляющие комфорт. Например, клиенты этой категории часто интересуются персональным менеджером, отдельными зонами обслуживания, наличием консьерж-службы, возможностью доступа в бизнес- залы аэропортов или на закрытые премьеры фильмов и спектаклей. Следует отметить, что карты для обеспеченных клиентов, как правило, объединяют в себе привилегии как банка, выпустившего «пластик», так и платежной системы, на базе которой он эмитирован. Ведь платежная система также имеет отдельную программу лояльности, которая также интересна клиенту, как и бонусы от банка.